BELLA ПРОСИТСЯ В ДЖУЛЬЕТТЫ

   Конкуренция - дело полезное даже в таком вопросе, как любовь. Тем более если речь идет о любви, так сказать, "индустриального профиля", а точнее, о завоевании признания итальянского автомобильного гиганта FIAT. На протяжении послевоенных десятилетий несколько ныне легендарных дизайн-студий с Апеннинского полуострова ведут ожесточенную войну за заказы этого могущественного концерна, и именно это соперничество позволяет нам, автомобилистам, увидеть великолепные серийные и концептуальные модели, выпускаемые под разными марками концерна FIAT. Более того, именно благодаря благожелательному отношению владельцев FIAT - семьи Аньелли - к сотрудничеству с независимыми дизайн-студиями Италии во всем мире о них сложилось мнение как о лучших автомобильных стилистах. А это, в свою очередь, позволило таким знаменитым фирмам, как Pininfarina, Bertone, ItalDesign, встать на ноги и затем получить признание в других странах. Иными словами, все итальянские дизайн-студии, что называется, пожизненно обязаны своим процветанием FIAT. И что отрадно, все они чтят своего "крестного отца" и по сей день, несмотря на большое количество заказов из Германии, Японии и Кореи, и считают за честь разработать какую-нибудь новую модель именно для итальянского концерна.

   И эта борьба за получение заказов от FIAT вынуждает Pininfarina, Bertone и ItalDesign регулярно на свои собственные средства создавать перспективные, готовые к выпуску прототипы на шасси серийных машин концерна, представлять их на мировых автосалонах и, таким образом, обращаться к маркетологам концерна, уже зная мнение посетителей выставок, то есть потенциальных покупателей. Конечно, не всегда, а в последнее время все реже и реже руководство автогиганта считает нужным обращать внимание на эти выступления своих соотечественников. Но главное - традиция живет, и мы продолжаем любоваться замечательными концепт-карами, которые, если бы не заманчивая перспектива получить заказ у FIAT, никогда не появились бы на свет! Теперь вы знаете причину рождения героини нашего сегодняшнего рассказа. Хотя среди множества "профиатовских" концепт-каров Bertone Bella выделяется по многим статьям: это испытанный и доведенный ходовой образец, а не макет, коими часто ограничиваются дизайн-студии, к тому же автомобиль предлагает немало интереснейших стилевых и компоновочных решений. Так что, по общему мнению, Bella стала одной из самых удачных разработок знаменитой дизайн-студии Bertone конца 90-х годов. Да и маркетинговая подоплека весьма серьезна...

   Вернись, моя любовь!

   Великий маэстро дизайна Нуччо Бертоне до конца своих дней не уставал повторять, что своим триумфом в качестве коммерсанта он обязан марке Alfa Romeo. Миланский производитель, в те далекие 50-е годы еще не входивший в империю FIAT, доверил маленькой мастерской Bertone не только создание дизайна, но и мелкосерийное производство родстера, ставшего впоследствии культовым. Alfa Romeo Giulietta Sprint образца 1954 г. положила начало истории студии Bertone не только как специалиста по дизайну, но и мастера эксклюзивной сборки коммерческих моделей. Ошеломляющий успех "Джульетты" уже в 1960 г. привел к тому, что из маленького цеха завод Bertone превратился в полномасштабное автомобильное производство, которому впоследствии довелось выпустить сотни тысяч машин десятка различных марок!

   По иронии судьбы, Нуччо Бертоне, создавший легендарную "Джульетту", к 70-м годам стал не слишком мил в Alfa Romeo, более того, последующие поколения машин под этим именем разрабатывались уже... главным конкурентом, студией Pininfarina! Да и современные модели Alfa Romeo имеют шильдик этого соперника # 1...

   Однако нынешние поколения купе Alfa GTV и родстера Alfa Spider доживают свой век, и FIAT объявил негласный конкурс среди туринских дизайн-студий на создание новой модели, которая - и в этом никто не сомневается - вновь вернет покупателям звучное имя Giulietta! Разумеется, все помнят о создателе "Джульетты", и это дает право удивительному купе Bertone Bella, которое мы в эксклюзивном порядке испытали для вас, в первую очередь ожидать "благословения" папаши FIAT! Претензии Bertone на римейк "Джульетты" выглядят тем более обоснованно, что в конструкции Bella использованы платформа и агрегаты серийного бизнес-седана Alfa 166, именно на ее базе и создается Giulietta XXI века.

   Описывать изыски стиля Bella можно часами - коллектив студии авангардных проектов под руководством знаменитого дизайнера Лучано д'Амброзио известен своими футуристическими и в то же время вполне адаптированными к реалиям производства проектами.

   Козырек на колесах

   Первое, что, без сомнений, потрясает, так это профиль Bella: длинная горизонтальная подоконная линия, протянувшейся от багажника до капота, и резкая, устремленная вверх под углом 45. линия крыши. Короткий задок, длинная передняя часть, узкие боковые окна клиновидной формы и огромное лобовое стекло - все традиционные элементы купе от Bertone сохранены. Маэстро Нуччо говорил о такой странной крыше, что она создает "эффект козырька бейсболки", которая возвышается на гордо поднятой голове. Похоже... Bella уже успела прославиться среди знатоков дизайна благодаря удивительному сочетанию элементов био-дизайна (здесь много скругленных поверхностей) и резких, бескомпромиссно резано-ломаных линий. Эта машина возрождает стиль бессмертных концепт-каров Bertone 70-х годов - знаменитых Stratos и Trapeze. Впрочем, в умении итальянских стилистов творчески перерабатывать и одновременно хранить свои традиции можно не сомневаться. Гораздо интереснее то, что в великолепном кузове Bella предлагается интересное инженерное решение по компоновке машины с кузовом купе. Нет сомнений, что вскоре это будет использовано в серийных моделях Alfa Romeo.

   Извините и подвиньтесь!

   Общеизвестно, что даже полноразмерные купе не отличаются большой вместимостью, причем даже в тех случаях, когда и салон вроде бы просторен, и багажник велик. Все-таки 2-местный кузов купе всегда создает проблемы с размещением габаритных грузов, которые, несмотря на аристократичный имидж машин с таким кузовом, их владельцам нередко требуется перевозить. Конечно, можно сложить "лишние" задние кресла, но тогда спорт-инвентарь или какой-либо другой багаж для пикника будeт в беспорядке торчать в салоне, а это совсем не вяжется со статусом дорогих купе.

   "Снобизм купе и практичность универсала можно совместить", - решили инженеры Bertone и использовали Bella для внедрения своего гениально простого изобретения, которое базируется на традиционном принципе складывающихся задних сидений, плюс... немного фантазии! На первый взгляд, задние кресла Bella совершенно обыкновенны, но стоит потянуть одну из половинок дивана на себя, как за пару секунд подушка и спинка поднимаются, освобождая место для продолжения багажного отсека! То же делается и с другой половинкой дивана. В результате простейших манипуляций объем багажного отделения можно увеличить почти вдвое, причем эстетичность облика самого салона ничуть не страдает - это те же самые кресла, только "выгнутые" наружу. Как это отлично выглядит, смотрите сами. Разумеется, такая схема позволяет изменять соотношение пассажиры/багаж. Возможно несколько вариантов: четыре человекa и багажник в минимальной конфигурации, три пассажира и "полуторный" багажник и двое ездоков и огромный кофр. Кстати, грузовместимость этого купе потрясает - даже в самой маленькой конфигурации (с четырьмя пассажирами) грузовой отсек Bella превышает 550 л (больше, чем у многих бизнес-седанов), с "вывернутыми" же задними креслами объем багажного отсека превышает 850 л. Такая цифра более характерна для хэтчбеков класса Golf. Конечно, Bella построена на шасси совсем не маленькой Alfa Romeo 166 (база 2700 мм), но все же именно за счет очень высокой "кормы" и необъятной задней стойки-"козырька" образуется такой огромный кофр. И чтобы еще больше акцентировать внимание на этом союзе - аристократизм купе плюс вместительность универсала, создатели концепт-кара отделали салон машины с потрясающей роскошью: одного взгляда на изысканный интерьер достаточно, чтобы забыть обо всех утилитарных надобностях...

   Блеск и... чешуя!

   Скромный лилово-серый окрас кузова сильно контрастирует с эпатажным салоном. Больше красного, и чтоб все блестело - таков девиз отделки интерьера, но вкус, как всегда, не изменил дизайнерам Bertone. Передняя панель и центральная консоль перекочевали сюда с серийной 166-й, но базовые панели вручную отделаны тонкой красной кожей, дополнены вставками из алюминия (рычаг переключения передач, фасад консоли), но главное - кресла и руль. Уникальный металлизированный материал, сильно напоминающий кольчуги древних воинов (или еще рыбью чешую!), блестит на солнце, переливается чарующими глаз бликами и, как говорится, "выглядит на миллион"! А отделанные такой же тканью ручки-подлокотники дверей напоминают копья! Можно только в очередной раз восхититься фантазией итальянских мастеров. Руль, обтянутый черной кожей и все той же "чешуей", великолепен, а конусовидный вырез внизу напоминает знаменитый "клюв" машин марки Alfa Romeo. Да, несмотря на множество шильдиков с логотипом Bertone в салоне, Bella - все-таки Alfa Romeo. И об этом напоминает эмблема миланской фирмы на двух педалях и циферблате тахометра. Bertone бок о бок с Alfa Romeo - собственно, это и есть цель существования данного концепт-кара. Еще можно добавить, что качество ручной сборки - высочайшее, а использование шасси Alfa 166 позволило сделать салон этого купе очень просторным.

   Большие лобовое и заднее стекла, несмотря на монументальные боковые стойки и крышу, обеспечивают достаточно хорошую обзорность, вот только верхний край бокового окна находится на уровне... середины головы водителя. Что поделаешь - высокий стиль купе!

   Готова под венец

   Bella прошла множество доводочных тестов, поэтому, в отличие большинства концепт-каров, которые рассчитаны на то, чтобы проехать пару сотен метров, она может ездить, как обычный автомобиль. Экземпляр, который испытывали мы, был оснащен 4-цилиндровым двигателем объемом 2 л, который устанавливается на все серийные модели Alfa Romeo (существует еще прототип Bella с двигателем V6 объемом 3 л мощностью 226 л.с., инженеры Bertone адаптируют все моторы для будущей "Джульетты"). Мы и раньше знали, что этот 2-литровый двигатель является одним из лучших европейских агрегатов такого объема. И под капотом Bella он сохранил недюжинный для такого объема темперамент, в том числе и неплохой запас крутящего момента на низких оборотах, и потрясающее "музыкальное сопровождение", и отменную эластичность. Даже при массе автомобиля почти в 1,5 т мощности 155-сильного дви-гателя хватает для весьма энергичных разгонов и стартов с места. Шасси концепт-кара полностью идентично седану Alfa 166, и здесь сохранена его приятная жестковатость и спортивность. Пожалуй, оно подходит спорт-купе даже больше, чем седану бизнес-класса. А вот передний привод не слишком хорошо ассоциируется с имиджем роскошного купе от Bertone, но здесь играют роль экономические факторы: даже для будущего римейка "Джульетты" FIAT не будет специально создавать заднеприводную платформу. Любопытно, что, несмотря на существенное уменьшение длины Bella по сравнению со 166-й (4450 мм против 4720 мм), из-за массивных форм концепта и низкой крыши возникает ощущение, будто ты управляешь огромным лимузином...

   Кандидатка в "Джульетты" весьма кокетлива, но "не строит глазки" кому попало: и передняя, и задняя оптика базируется на современных миниатюрных светоэлементах. Три круглых фары проглядывают сквозь тончайшие прорези-"глазницы" между бампером и капотом. Только сейчас, после создания сверхмалых рефлекторов, дизайнеры могут позволить себе такие вольности: несмотря на крошечные размеры, фары, тем не менее, соответствуют всем требованиям безопасности! Задние фонари, как это сейчас модно и часто используется на авангардных концепт-карах, представляют собой две тоненькие полоски лазерных диодов, спрятанных между задними стойками и стеклом. Решение перспективное, но пока еще не слишком доработанное для внедрения в производство на массовых моделях. Главное, что прозрачные диоды абсолютно сливаются с кузовом и не вызывают споров между дизайнерами и технологами по поводу формы и сложности производства задней оптики. В итоге возможность рисовать заднюю часть машины как будто бы вообще без фонарей открывает новые горизонты для фантазии стилистов.

   Как бы там ни было, представители Bertone заявляют, что в процессе работы над проектом Bella постоянно поддерживались контакты с технологами Alfa Romeo, поэтому в конструкции концепт-кара специалисты дизайн-студии не использовали ничего, что не могло бы быть внедрено на конвейере.

   В конечном счете главной наградой Bertone за все старания (и инвестиции!) стало разрешение

   FIAT... увенчать прототип Bella решеткой с "клювом" и эмблемой Alfa Romeo. Так что полное официальное название этого удивительного автомобиля - Bertone Alfa Romeo Bella.

   Что же дальше? Прототипы концепт-кара (в свободное от съемок "Автопанорамы" время) изучаются инженерами FIAT для выяснения вопроса "стоит или не стоит". Вовсе не обязательно, что на окончательное решение о принятии или непринятии Bella в качестве основы дизайна будущей "Джульетты" будут влиять только прагматические аргументы. Существуют и сильные политические доводы. Ведь у той же Alfa Romeo есть своя, "домашняя", дизайн-студия, которая ревниво относится ко всем предложениям "со стороны", от каких бы известных домов автомобильной моды они ни исходили. Впрочем руководство FIAT поощряет активное сотрудничество с итальянскими дизайн-студиями ради здоровой конкуренции и стимуляции своих собственных дизайнеров. Чаще всего так и рождается истинно лучшее решение. Лучшее для концерна FIAT.

   А где истина в случае с Bella? Наверное, она зашифрована в самом названии прототипа. Предельно простом, чуть по-итальянски наивным, но абсолютно верном: Bella - "красивая". И как раз за эту искреннюю и неподдельную красоту любят марку Alfa Romeo во всем мире!

   

   P.S. Пока Bertone пытается убедить FIAT утвердить Bella в качестве наследницы Giulietta, одна из японских компаний выступила с официальным предложением купить проект для того, чтобы быстрее запустить автомобиль в серию. Предложение подкрепляется восьмизначной суммой в долларах. Bertone непросто будет отказаться!

03 октября 2003
автор: Иван Веснин
источник: auto.ru