Чужие здесь не ходят

Привлекательность состязаний по бездорожью – трофи-рейдов предопределена для нас самой природой. Трассу можно проложить практически везде – уж чего-чего, а болот и оврагов в средней полосе России хоть отбавляй.

Жаль только, что зрители здесь по большей части сами участники. Так что лучший способ понять, в чем прелесть этого сурового состязания, ощутить накал борьбы, – это самим участвовать в гонке.

Летом прошлого года мы обзавелись боевой машиной, подготовили ее в соответствии с техническими требованиями и вышли на старт пятого этапа чемпионата России по трофи-рейдам.

Соревнования эти не похожи на другие. На старте, ровно в полночь, экипажам выдали списки 60 контрольных пунктов (КП) с координатами GPS. Каждый КП имеет номер, который наносят краской на какой-нибудь неподвижный предмет (дерево, огромный валун, опору моста и т. п.). За отведенное регламентом время (55 часов) спортсмены должны «взять» как можно больше таких «точек». Доказательством служит фотография с четким отображением номера пункта и машины. Контрольные пункты разбросаны на относительно небольшом пространстве, но добраться до них не так-то просто.

К пятому этапу в чемпионате лидировал Алексей Голубев. Экипаж – давние друзья журнала; они и стали нашими наставниками.

Представьте наше удивление, когда после формального старта – получения списка КП и их координат мы оказались единственными, кто сразу же вышел на маршрут, – остальные экипажи просто отправились спать. И правильно сделали. За восемь ночных часов мы, изрядно вымотавшись, сумели осилить всего пять КП, тогда как днем за такое же время собрали двенадцать.

Все контрольные пункты разделены на четыре группы по уровню сложности и штраф за их пропуск тоже был разным.

Выиграть такие соревнования одним экипажем практически невозможно – нужна крепкая команда. Самые опытные направляли свои экипажи на заранее выбранные скопления КП, затем обменивались информацией об оптимальных маршрутах и следующие точки «брали» уже по разведанному пути.

У завсегдатаев трофи-рейдов наработаны командные технологии. Помощь со стороны на спецучастках запрещена – чтобы ее получить, надо ехать в специально отведенную зону сервиса, а это потерянное время. Зато не возбраняется любое взаимодействие между участниками. С учетом этого многие команды выступают двумя экипажами, один из которых, по сути, техничка. Оснащенная необходимым оборудованием и запасными частями, она идет по пути основных экипажей, при этом зря не рискует и избегает опасных мест.

Возможно, кого-то и вправду испортил квартирный вопрос, но только не тех, кто участвует в трофи-рейдах. Взаимовыручка экипажей-соперников здесь дело обычное. Помогали и нам, помогали и мы, и что не менее важно, делились информацией. Ведь экипажи на трассе находятся в полном неведении – не знают об успехах или неудачах конкурентов, поэтому психологическая борьба идет с самим собой – побыстрее собрать как можно больше точек.

Там, где проходил пятый этап, болот не было, зато хватало маленьких озер и речек. Одолеть их – сложное испытание для спортсменов и машин. Иные КП и вовсе стояли посреди реки или озера – тогда трофи вообще больше напоминало автомобильный дайвинг.

Залог успеха в трофи-рейде, наверное, на три четверти зависит от подготовки автомобиля. Главное здесь – проходимость и надежность.

Все машины, как правило, оснащены двумя лебедками. Большинство предпочитает американские Warn, кто-то конструирует свои, а мы установили отечественные «Спрут-9000». Они гораздо дешевле импортных, довольно надежны и легко ремонтируются. А так как лебедки электрические – одного штатного аккумулятора мало, нужно два. Существенная статья расходов – навигационное оборудование. Два-три приемника GPS, компьютер, цифровой фотоаппарат, а то и два стоят немало.

Чем больше шины (в пределах, разрешенных техническими требованиями), тем лучше. Но поскольку при езде по болотам давление в них нередко сбрасывают до 0,2 кгс/см2, необходимо заранее позаботиться о надежной посадке бортов. Для этого ободья оснащают бэд-локами – прижимными кольцами на закраинах.

И все-таки успех в трофи-рейдах достигается слаженными действиями команды – без нее даже самое совершенное «железо» не поедет и самое лучшее оборудование не сработает.

ЭПИЛОГ

Конечно, новичкам, впервые вышедшим на старт трофи-рейда, занять призовое место – нереально. Тем не менее маршрут мы одолели! Первым же, собрав все шестьдесят КП, финишировал экипаж Копылова из Екатеринбурга, затратив на это 26 часов. Наш куратор – Алексей Голубев занял шестое место, собрав все КП за 29 часов, а победил Б. Гадасин из Санкт-Петербурга.

05 апреля 2006
автор: Владимир Арбузов, Алексей Коптев
источник: zr.ru
Фотогалерея
Команды-лидеры разворачивают на бивуаке настоящие мастерские.
Вода «по пояс» – штатный режим движения.
Условия зачета КП – фото, подтверждающее одновременное касание руками номера и автомобиля.
Навигационное оборудование – важная статья затрат при подготовке автомобиля.
новости