Парный тест: Fiat Grande Punto и Renault Clio III

Кто начинал автолюбительскую карьеру с микролитражки, тот нас поймет. "Не представляю, как я вообще ездил на "Матизе"?" -- удивляется новоявленный обладатель Golf V, который никак не избавится от привычки бибикать накачанной грудью. "О, да! Это совсем другая машина!" -- услышите вы от подруги, которая выбралась из "двести шестого" и оседлала "триста седьмой". Все знают, что у маленьких городских автомобилей есть масса преимуществ. Но о них почему-то забываешь, когда со светофора вперед тебя вырываются лязгающие карданами European Car of the Year далекого 1967 года, все еще выпускаемые в Тольятти.

Спасает, что Вселенная до сих пор расширяется. Наверное, оттого крупнее становятся казавшиеся вчера маленькими машины. Получив для парного теста две новинки -- Fiat Grande Punto и Renault Clio III -- мы ходили вокруг да около и недоумевали: это они называют B-классом? Поставьте рядом "Корсу" прежнего поколения, и вы согласитесь с нами, что новички огромны, как автобусы.

 
 
 Вот некоторые цифры, которые помогут оценить, насколько выросли автомобили. Итак, Grande Punto против просто Punto. В длину -- плюс 165 мм, в ширину -- плюс 17 мм, в высоту -- плюс 10 мм. Не впечатляет? Вполне закономерно, ведь прежняя "точка" тоже была переростком в своем классе. А теперь давайте сравним Clio III с предшественником. Получаем прирост в длину на 211 мм, в ширину -- на 67 мм, в высоту -- на 73 мм! Удлиненная более чем на десять сантиметров колесная база -- вот секрет вместительности салона французской машины. И багажник у Clio III теперь вмещает 288 литров (у предшественника он был чуть больше 250, а у итальянского конкурента -- 275 литров) или при сложенных задних сиденьях -- 1038 (Grande Punto -- 1030).

А ПРИЧЕМ ТУТ НЕМЦЫ?


Финансовый кризис в компании, даже в итальянской, -- мощный стимул переосмыслить все, что делаешь. Вместе с коллегами из "Опеля" FIAT пару лет назад решительно взялся за создание нового автомобиля класса B, который разделит платформу с будущей (а теперь уже настоящей) Corsa. Новинку решили назвать Grande Punto, что само по себе символично: делали мы раньше, дескать, просто Punto, а теперь сделали нечто большее -- точку опоры. Что ж, автомобиль получился объемным. Теперь он -- главный здоровяк в классе. Но, по-моему, настоящий прорыв FIAT совершил в дизайне маленьких машин. А заодно и в оснащении (даже не сомневаюсь, что в этом "фиатовцам" помогли специалисты из Рюссельсхайма).

Увидишь первый раз мордашку Grande Punto в зеркалах и восклицаешь: "Неужели Maserati? Да нет же, о Боже, это сам Aston Martin!" Ребята, это Fiat. До того красивый со всех сторон, что даже не верится. Если его нарисовал не Микеланджело, тогда кто? Малюсенький шильдик на борту подсказывает: Джорджетто Джуджаро.

Увы, красоте принесена в жертву обзорность. Из-за треугольных форточек передние стойки вынесены далеко на капот и перекрывают самые ответственные сектора при проезде перекрестков. Назад через салонное зеркало также многого не усмотришь из-за мощных завернутых в салон задних стоек.
Но интерьер, эргономика и особенно оснащение снова поднимают настроение. Трехспицевый руль имеет спортивный профиль, а рычаг КПП обшит кожей. Имеется раздельный климат-контроль и антипробуксовочная система. Аудио Blaupunkt развивает нехилое звуковое давление через шесть спикеров и воспроизводит диски с MP3. Есть и совсем люксовые штучки -- датчик дождя и давления в шинах, парктроник и литые диски, круиз-контроль и переключалка электроусилителя рулевого управления в режим "City".


ЯПОНСКИЙ СЛЕД

Создатели Clio, взявшие для нового автомобиля платформу из-под японской "Микры" (это же шасси применяется для Renault Modus и Nissan Cube), тоже старались изо всех сил. И были вознаграждены -- третья версия популярной в Европе микролитражки получила титул "Автомобиль года-2006".

Размеры -- что надо. Машина полностью соответствует старосветскому идеалу "внутри больше, чем снаружи". И экстерьер достаточно эффектен. Огромные фары "утекают" на капот. Линия крыши поднимается высоко, но выглядит не сарайно, а динамично. Борт с незатейливыми передними арками переходит в мощную, но не тяжеловесную корму. Кажется, сейчас машина оттолкнется своими кругленькими конечностями и, распластавшись, в воздухе, полетит, заставляя окружающих любоваться изящными стоп-сигналами и овальным задним стеклом. Неожиданно ловишь себя на мысли, что третий Clio совсем чуть-чуть не дорос до какого-нибудь городского кроссовера. Дорожный просвет впечатляет. Высокие передний и задние свесы можно сразу записать в плюсы. Аппарат не пасует перед высоким бордюром. А представьте, если бы Clio стоял на таких колесах, как у долговязого соседского "Аутлэндера"? Вы бы показали, кто теперь король парковки на клумбе! Эх, сюда бы еще полный привод, и можно катить на зимнюю рыбалку...

ДАЖЕ НЕ МЕЧТАЙТЕ

С обогревом у нашего Clio случалось что-то не то. За бортом -1, скорость -- 110, печка (пардон, кондиционер) показывала +27, а из сопел дул едва подогретый воздух, хотя незадолго до этого машина прогрелась после ночной стоянки очень даже интенсивно, минут за семь (обогревом, кстати, снабжены зеркала и сиденья). Бортовой компьютер тоже заставил понервничать. Утром залили бензина полный бак, а электронный указатель уровня топлива, как и счетчик оставшегося пути, даже пикселем не шелохнул. Очнулись приборы только после обеда. Правда, циферки порадовали: компьютер сообщил, что расход в городе составил 7 литров на "сотню".



МОЛОДЫМ ПОЧЕТ, СТАРИКАМ ДОРОГА

Обе машины в тесте оснащены бензиновым мотором объемом 1,4 литра и пятиступенчатой ручной трансмиссией. И у Clio, и у Grande Punto коробки, прямо скажу, не идеал. У "итальянца" не слишком высока четкость включения передач. У "француза" избирательность лучше, но ход рычага очень размашист, и задняя фиксируется невнятно. Еще хочется залезть в педальный узел и навешать там пружинок, чтобы ходы стали более тугими. Я понимаю, что при разработке автомобилей подобного класса инженеры думают о том, как сделать педали легкими даже для божьих одуванчиков, но нельзя же их "растаптывать" до такой степени, как у Clio! Тем более что для одуванчиков обычно подбирают машину с автоматом.

Динамические качества автомобилей прекрасны -- правда, если подразумевать не разгон, а динамику торможения (каждая снабжена ABS и реагирует на педаль очень чутко). Но при старте с места "вазовские" "десятки" уходят вперед, не выказывая своим жужжанием даже намерения обогнать тебя. И что вдвойне обидно, к Clio нет уважения на дороге -- с лица машину принимают за дешевый Logan (к Grande Punto отношение несравнимо лояльнее). Так что рассчитывать на знаки внимания можно лишь со стороны таких же микролитражек. Fiat окажется резвее на скоростях до 80 км/ч, а Clio III бесшумно выйдет вперед после 80 км/ч. У "француза" мотор мощнее (и экономичнее), но он бодро тянет лишь в сравнительно узком коридоре оборотов -- от 3000 до 4500.

Clio выигрывает по уровню шумов, а Grande Punto -- комфортностью подвески (она работает собранно и упруго). Оба автомобиля отличаются недостаточной поворачиваемостью. У каждого руль от упора до упора делает почти три оборота, то есть не попадает под определение "острого". Renault образцово держит прямую на дороге с неровным профилем, зато Fiat четче и надежнее выполняет резкие маневры.
Так что же купить? Молодой паре отлично подойдет и та, и другая. Машины вместительны, функциональны и безопасны на пять звезд. К тому же все равно спустя два-три года подарок к свадьбе буден продан ради двух новых автомобилей. Но если на поздравительной открытке вы собираетесь написать: "От папы любимому сыну (дочери)", тогда однозначно -- стильный и хорошо упакованный Grand Punto. А если "От благодарного сына дорогому папе (тестю)", то покладистый и экономичный Clio III. Только не перепутайте -- вам нужен конфликт поколений?

 
 
Способны ли эти городские универсальные машины ездить быстро? Вполне, но, увы, самые горячие модификации в России пока не продаются. Grande Punto в модификации Sport с дизельным 1,9-литровым Multijet (мотор развивает 130 л.с. и обладает крутящим моментом в 280 нм) способен разгоняться до "сотни" за 9,5 секунды и достигать максималки в 200 км/ч. При этом расход топлива в городе -- 7,8, а на трассе -- 4,7 литра на сто. У Renault заряженный Clio III тоже носит название Sport, но оснащается 2,0-литровым бензиновым мотором мощностью 197 л.с. Соответственно, 6,9 секунды и 215 км/ч. За такой машиной не всякий даже "икс-пятый" угонится.

ЕЩЕ И В КРАПИНКУ

Итальянцы умело соединили в интерьере простоту и эффектность. Вроде бы и нет ничего особенного ни в форме приборной доски, ни в центральной консоли, но смотрится салон в комплектации Dynamic оптимистично -- благодаря широкой цветной вставке, которая, как осьминог, охватывает панель, а также декору в дверях и сиденьях. Материалы приятны и взгляду, и на ощупь. Подгонка деталей на высоте, к качеству сборки тоже особо не придерешься. Руль совершенно не скользит в руках, а педали и подрулевые выключатели находишь именно там, куда привели рефлексы. Сиденья имеют расширенный выбор настроек, но сами не отличаются ни выраженным спортивным профилем, ни размерами. Уловка известная: чем мельче "мебель", тем просторнее кажется "комнатенка". Заднее сиденье тоже отрицательных эмоций не вызывает. Есть место и для ног, и для коленок. Ну, разве что втроем придется тесно сплотиться плечом к плечу -- Grande Punto на такой экипаж явно не рассчитан. Еще более оригинален салон в комплектации Sport -- там и сиденья по форме похожи на гоночные ковши, и отделка у них смелая -- как бы с крупными пуговицами. Всего с учетом комплектации Active для Grande Punto сделано восемь разнообразных интерьеров.


ХОРОШ НА ОЩУПЬ

Французы добились не менее уютной атмосферы в Clio III, но другими способами. Огромный кочковатый кусок пластика под лобовым стеклом отличается рельефной фактурой. Она приятна на ощупь, почти не отражается в стекле, на ней не видно пыли. Ниже этой "ватерлинии" салон отделан светло-серыми материалами, причем со свойствами хамелеона -- в зависимости от освещенности обивочка может показаться и бежевой, и розовой, и даже голубой (теперь не скажешь: "Серость достала"). Сиденья незатейливы и еще меньше по габаритам, чем у конкурента. Зато в салоне есть элементы, которые вызывают улыбку -- например, шарики, которыми перекрываешь поток воздуха из вентиляционных дефлекторов, маленькие, но удобные подрулевые переключатели, блок управления аудиосистемой на руле. Практично смотрятся глубокие карманы в дверях. Бардачок объемист и вдобавок сделан охлаждаемым. Маленькие придирки адресую к гладкому пластику на "бороде" (конструкция какая-то унылая и, похоже, не слишком прочная), а также к заделке грилей динамиков (посажены не плотно). Главное достоинство Clio III выражается двумя словами: просторно везде.






  • FIAT GRANDE PUNTO
  • ДВИГАТЕЛЬ БЕНЗИНОВЫЙ, 4 В РЯД
    РАБОЧИЙ ОБЪЕМ (КУБ. СМ) 1368
    МОЩНОСТЬ (Л.С. ПРИ ОБ/МИН) 77 ПРИ 6000
    МОМЕНТ (НМ ПРИ ОБ/МИН) 115 ПРИ 3000
    ПРИВОД ПЕРЕДНИЙ
    КОРОБКА ПЕРЕДАЧ 5-СТУПЕНЧАТАЯ, МЕХАНИЧЕСКАЯ
    ДЛИНА/ШИРИНА/ВЫСОТА (ММ) 4030/1687/1490
    МАССА СНАРЯЖЕННАЯ (КГ) 1040
    МАКСИМАЛЬНАЯ СКОРОСТЬ (КМ/Ч) 165
    РАЗГОН ДО 100 КМ/Ч (С) 13,2
    РАСХОД ТОПЛИВА (ГОРОД/ШОССЕ,Л/100 КМ) 7,7/5,2
    ЦЕНА В МОСКВЕ (ЦЕНАПРОТЕСТИРОВАННОГО АВТОМОБИЛЯ) ОТ $17 400 ($18 500)


  • RENAULT CLIO III 1.4 5D
  • ДВИГАТЕЛЬ БЕНЗИНОВЫЙ, 4 В РЯД
    РАБОЧИЙ ОБЪЕМ (КУБ. СМ) 1390
    МОЩНОСТЬ (Л.С. ПРИ ОБ/МИН) 100 ПРИ 5700
    МОМЕНТ (НМ ПРИ ОБ/МИН) 127 ПРИ 4250
    ПРИВОД ПЕРЕДНИЙ
    КОРОБКА ПЕРЕДАЧ 5-СТУПЕНЧАТАЯ, МЕХАНИЧЕСКАЯ
    ДЛИНА/ШИРИНА/ВЫСОТА (ММ) 3986/1707/1493
    МАССА СНАРЯЖЕННАЯ (КГ) 1145
    МАКСИМАЛЬНАЯ СКОРОСТЬ (КМ/Ч) 183
    РАЗГОН ДО 100 КМ/Ч (С) 11,3
    РАСХОД ТОПЛИВА (ГОРОД/ШОССЕ,Л/100 КМ) 8,7/5,4
    ЦЕНА В МОСКВЕ (ЦЕНАПРОТЕСТИРОВАННОГО АВТОМОБИЛЯ) ОТ $17 450 ($18 200)
    13 декабря 2006
    автор: Руслан Тарасов, фото Андрей Данилов
    источник: http://autopilot.kommersant.ru/