Ремонт вентилятора системы охлаждения: кипеть или нет?

Рис. 1. Штатная схема включения электродвигателя вентилятора (ВАЗ, ГАЗ): 1 – датчик температуры; 2 – реле; 3 – электродвигатель.
На современных автомобилях радиатор двигателя чаще всего оснащают электрическим вентилятором, у которого немало преимуществ по сравнению с механическим. Электрический включается только по достижении некоего верхнего предела температуры, а когда она придет в норму, тут же выключается.

Результат – более стабильный температурный режим двигателя. К тому же он быстрей прогревается после пуска, меньше расходует топлива. Включившийся электровентилятор вращается достаточно быстро даже при низких оборотах двигателя – и этим снижает риск перегрева при больших нагрузках в тяжелых дорожных условиях. Механический вентилятор в таких случаях не всегда эффективен.

Казалось бы, перечнем достоинств тему можно и закрыть, да качество электротехники не позволяет. Отказ вентилятора – дело рядовое, а последствия бывают впечатляющими: «вскипятив» двигатель, неопытный водитель нередко платит немалые деньги за ремонт. Некоторые даже сознательно отказывались от передовой системы в пользу надежного и бесхитростного привода ремнем.

В чем же главная причина капризов электровентилятора? Его мотор потребляет ток до 15–20 А, включаясь по команде датчика температуры охлаждающей жидкости в радиаторе (рис. 1). Чтобы большой ток не шел напрямую через нежные контакты датчика 1, в штатной конструкции применили разгрузочное реле 2. Решение естественное… но не безупречное – на российских автомобилях самым ненадежным элементом в системе охлаждения зарекомендовал себя как раз датчик температуры. Его контакты обгорают – и конец! И это, заметьте, при исправной работе разгрузочного реле.

Для объяснения ситуации придется вспомнить, что такое «ЭДС самоиндукции» или «противоиндукции». Забыли? Королеве Физике от этого ни холодно, ни жарко – явление есть. И оно работает… Тот, кто ездит на автомобиле с контактной системой зажигания, знает, как сильно обгорают тугоплавкие вольфрамовые контакты, хотя и разрывают сравнительно небольшой ток с напряжением не выше 14–14,5 В. Все дело в противоиндукции: в момент разрыва контактов исчезающее электромагнитное поле не только создает высокое напряжение на вторичной обмотке катушки зажигания, необходимое для свечи, но и немалое, до 400 В, напряжение противоиндукции в первичной обмотке. Вот оно-то и «прожигает» контакты: каждое их размыкание не проходит бесследно – а за тысячу километров пути их накапливается около 4 миллионов. Результат – эрозия контактов. Система работает хуже и хуже.

Контакты датчика температуры срабатывают не с такой большой частотой, но зато сами гораздо слабей контактов прерывателя – ЭДС противоиндукции катушки вспомогательного реле в конце концов на них сказывается – они обгорают… И чем больше потрудился датчик температуры, тем выше вероятность отказа. Задавая себе шекспировский вопрос «кипеть или не кипеть?», водителю надо почаще глядеть на указатель температуры и прислушиваться к шуму под капотом. Но еще вернее – вовремя заменить старенький датчик, дабы зря не рисковать. Однако есть и другие возможности.

Первая: обзавестись каким-нибудь импортным датчиком включения вентилятора с тремя выходами – схема на рис. 2. Здесь уже нет разгрузочного реле. Электромотор включается постепенно – сначала через контакты 1 и 2 с добавочным резистором, а затем уже напрямую, через контакты 1 и 3. Результат – гораздо меньший эрозионный износ. Во многих случаях (при невысоких нагрузках на двигатель автомобиля) пара 1–3 почти не используется.

Второй вариант – на рис. 3: здесь мы сохраняем разгрузочное реле. Однако в цепи есть новый элемент – диод 4 (типа КД105 и близкие к нему. Выбираются из справочника по диодам). Диод можно впаять непосредственно в реле (так удобней). В момент разрыва контактов датчика 1 тлетворное влияние на них ЭДС самоиндукции исключено – ток через диод уходит на «массу».

Подобное применение диодов очень характерно для зарубежных автогигантов «Мерседес», БМВ и т.д. В последнее время в продаже стали появляться готовые колодочки под такие реле – уже с впаянными туда диодом и проводками. Дело лишь за автолюбителем и его фантазией.

02 Март 2006
источник: zr.ru
Фотогалерея
Рис. 1. Штатная схема включения электродвигателя вентилятора (ВАЗ, ГАЗ): 1 – датчик температуры; 2 – реле; 3 – электродвигатель.
Рис. 2. Схема включения электродвигателя вентилятора без разгрузочного реле на некоторых зарубежных автомобилях: 1 – датчик температуры; 2 – добавочный резистор; 3 – электродвигатель.
Рис. 3. Доработанная схема включения электровентилятора: 1 – датчик температуры; 2 – реле; 3 – электродвигатель; 4 – диод.
Комментарии (5)
Just | 2007-05-17
Применил "схему с диодом" работает, понравилось только на всякй случай поставил Волговский датчик.
любитель | 2009-12-21
на ВАЗ 2107 в стандартной схеме через датчик идет минус,а не плюс
любитель | 2009-12-21
при приведенной автором схеме подключения вентилятор будет работать даже при выключенном зажигании,пока не отключится датчик
Алексей | 2012-08-18
При такой системе одключения работать вообще ничего не будет..и по датчику должен идти минус а не +
Отец | 2017-08-23
У меня 2107 инжектор, но глючит вентилятор, по-этому задумал поставить систему как у карбюраторных. Получится или нет?
Ваш комментарий
новости
Volkswagen Multivan Style приехал в РФ и получил цену Volkswagen Multivan Style приехал в РФ и получил цену Официальными дилерами компании Volkswagen в России начали заниматься приемом заказов на спецверсию Multivan Style.
2019-01-23 19:57:24
Renault Twingo обновился и дебютировал  Renault Twingo обновился и дебютировал  Renault рассекретила городской компакт Twingo. Миниатюрный заднеприводный авто заимел немножко другую внешность, дополнительные возможности персонализации, а также 1 новенький мотор.
2019-01-23 11:36:42
Mitsubishi вскоре запустит на рынок РФ новую модель Mitsubishi вскоре запустит на рынок РФ новую модель С марта этого года Mitsubishi займется продажами в РФ обновленного пикапа L200.
2019-01-22 18:53:50
Раскрыт внешний облик товарного BMW X3 M Раскрыт внешний облик товарного BMW X3 M Интернетом распространились фото внешнего облика «горячего» BMW X3 M.
2019-01-22 13:28:58
С весны в России появится Chery Tiggo 7 С весны в России появится Chery Tiggo 7 Данный автомобиль на протяжении нескольких лет довольно успешно реализуется в Восточной Европе, Центральной и Южной Америке, Ближнем Востоке, Африке, Азии, а теперь он приедет и в Россию.
2019-01-21 18:56:29
© Авторынок.ру 2018 - продажа автомобилей
avtorinok.ru@mail.ru
создание сайта: это design
Яндекс.Метрика