На катере "Корсар" вокруг Ладоги за 14 часов!

Каждый отдыхает, как может. Мы же, проснувшись рано утречком и выпив по чашечке ароматногокофе на стоянке катеров клуба Франкарди, что на Большой Невке, отправляемся прогуляться вокруг Ладоги (древнерусское название - Нево) Это самое большое озеро Европы. Его размеры примерно: 60 на 100 морских миль, что вполне достаточно для малого моря с пресной водой. Его средние глубины в 3,6 раза больше, чем в Азовском море, а максимальные - в 16 раз! При скорости ветра более 18 метров в секунду высота волн достигает здесь более 6 метров. Именно в Ладоге произошла одна из крупнейших катастроф в истории мореплавания. 16.09.1941 года разбушевавшиеся стихия разбила баржу №725, и погубило около 1000 жизней. По числу жертв оно сравнимо с крушением “Титаника”…

Итак, дав поработать несколько минут на холостых оборотах моторам, трогаем наш 6-метровый катер RIB - Roger 600 с надувными бортами. Проходим правым бортом крейсер “Аврору”, берем лево руля и идем по реке Неве со скоростью 60 км в час. На катере стоят два спаренных мотора Selva встречного вращения, по 80 л.с. каждый, что дает мощный упор, но в целях экономии топлива мы поднимаем один мотор из воды, и топаем на втором. Наш RIB загружен по полной схеме. На поход мы запаслись топливом и залили полными оба стационарных бака по 300 литров каждый, что обеспечивает дальность хода более 1000 километров, кроме того: еда вода, вещи, аварийный запас «идешь-на-день-готовься-на-неделю» и т.д. Всего с экипажем из двух рулевых под тонну груза. До Ладоги что-то около 70 км и мы наслаждается скольжением по ее текущим навстречу водам. Благодать.

Здесь надо отметить, что это наша третья попытка пройти Ладожское озеро вдоль его берегов за один день. В первом случае, на пятом часу работы двигателей, российский бензин растворил импортные топливные “бензостойкие” шланги, и труха от них забила топливную систему двигателей. Чистка, промывка, продувка обратный путь. Во втором случае, после замены импортных топливных шлангов на отечественные, на 150 километре пути моторы начали работать с перебоем. Причина: топливо из внутреннего бака стало поступать с пузырьками воздуха, это было хорошо заметно благодаря прозрачным топливным трубкам в итальянских моторах SELVA. Стало ясно, что при движении по метровой волне бензин смешиваясь с воздухом, поступает в топливопровод в пузырьковом состоянии, а на бензиновой газировке моторы стали работать не стабильно. Переключили подачу топлива от второго полного бака, и пошли в обратный путь. Потом пришлось сделать маленький расходный бачек, в который топливо качается из основных баков «под крышку» бензонасосом.

Неву прошли довольно быстро и после прохода извилистого фарватера Петрокрепости, оставляем справа Кареджский риф. В Ладоге метровая волна. Наш RIB в состоянии «баржа» отказывается идти по такой волне на одном моторе и поэтому приходиться подключать второй. Несемся по этой метровой встречной волне к восточному берегу до которого около 80 км. Озеро пустое. На скорости 50-55 км в час, справа оставляем; банку “Северная головешка” и банку “Сухская”. Волна немного уменьшается. Подняв один из двигателей из воды заметили, что скорость катера упала на 5 км/час., никаких прыжков и скачек, катер ровно идет, разбивая в белую пену встречные волны. Под нами глубины от 10 до 40 метров. И вот на горизонте показался Табановасский маяк. Восточный берег встречает нас полнейшим штилем. Наблюдаем довольно много рыбаков, которые промышляют сетями. Они весьма недовольно относятся к нам, неожиданно быстро появившимся от другого берега. Наша скорость около 60 км в час. По облачному небу видно, что штиль здесь продержится недолго. Остановились, чтобы осмотреться и перекусить. Топливные шланги и фильтры в порядке, моторы работают ровно. Обед. Куски запеченной буженины с хлебом запиваем квасом, затем, съев по спелому яблочку, двигаем дальше.

Примерно час спокойно скользим по водной глади вдоль восточного берега, оставляем справа поселок Видлицы, и идем на северо-запад вдоль небольшой волны. Через 60 км у острова Мантсинсаари берем курс 333 градуса. Ветер отходит, и мы несемся по встречной опять метровой волне, которая на многие метры разлетается в стороны, взрываясь под быстро идущим катером. Наш путь проложен через остров Рантасаари, который находится в 30 км от нас. Под нами сто метровые глубины. Встречная волна растет и бьет в правую скулу катера. Ее брызги пролетают над рубкой и изрядно поливают наши непромоканцы. Теперь на нас «дышащие», в них комфортно, а вот раньше, в обычных, на высокой скорости было совсем не жарко.
- Мы потеряли руль! вдруг кричит рулевой.
Как можно потерять руль на нашем катере? Когда его на нем никогда не было. Оказывается, от тряски и прыжков открутилась тяга рулевого гидроцилиндра.
- Представляешь, держу курс по стрелке навигатора, а катер идет совсем в другую сторону, - рассказывает рулевой.

Штангу прикрутили и тронули дальше. Волны сначала нарастают до полутора метра, и наша скорость падает до 35 км в час. Проходим мимо нескольких островов. У северного берега волны теряют свою силу, и на отметке 061є35,08' N и 031є09,44' E делаем поворот, обходим какой то остров и держим обратный путь через Валаам, до которого около 20 км. Время 16:00. Теперь ветер дует нам в спину, его сила 15 17 метров секунду. Наблюдаем, как зарождаются ладожские волны из водной зыби. Сейчас нам с ними по пути. И через пол часа, разминувшись с двумя небольшими пассажирскими судами, оставив слева поклонный крест, подходим узким фарватером к причалу Валаамского монастыря. Здесь благодать ни свиста, ни ветра. Святые места. Проделав небольшой променад, отправляемся в путь.

18:00. На выходе с островного фарватера снова встречаем те же пассажирские суда они возвращаются назад. Волнение усиливается, и их капитаны решают не рисковать. Правильное решение. Мы, на безопасном расстоянии обходим остров, и берем курс 180є, т.е. “чистый юг”. На данный момент нами пройдено по Ладоге 300 км и по Неве 70 км, осталось пройти до истока Невы 160 км, чем мы сейчас и займемся. За время перехода добавили пару раз масло в моторы и закрепили рулевое устройство. Оба мотора работают нормально. Вот только впереди настолько “чистый” горизонт, что совершенно ясно, что край земли там. И мы идем к нему.

С каждым десятком километров пройденного пути волны возрастают, а наша скорость падает. В принципе, уже заметно облегченная лодка обгоняет волны, но с трудом «едет в горку», взбираясь на спину попутного гребня. Высота волн уже 2 метра, трудный «путь в гору» становится заметным препятствием для хорошей скорости, которую приходиться сбавлять до - 40 км в час. Через пару часов хода высота волн возрастает до 2.5 метра и нам приходится почти идти с их скоростью - 25 км в час. А чтобы обгонять волны, и держать среднюю скорость 35 км/час, нам требуется, разогнавшись с одного водного вала искать для приземления место поровнее. Наш катер, спроектированный для рыбаков Дальнего Востока ведет себя достойно. Баллоны, в носовой части корпуса при ударе об воду ощутимо смягчают этот удар, превращая его в мягкий толчок. И это понятно, потому что в океане такие волны это почти штиль. Во время такого движения рулевой принимает стойку горнолыжника, который совершает спуск с крутой горы. Удержаться за рулевой стойкой помогает специально спроектированное сидение рулевого, которое скорее напоминает турникет, но именно благодаря ему, при прыжках и сильных боковых ударах на скорости, рулевой не вылетает с катера. Время идет, волны растут, но расстояние между нами и Невой сокращается. Волны уже явно выше нашего фирменного флага развивающегося над свинцовой Ладогой. Они идут не ровной шеренгой, как в море-океане, а хаотичными холмами, пену с которых срывает ветер. Это явление на Ладоге не редко и называется «сулой». Ладога зло смеется, широкими улыбками пенных гребней над глубокими темными ямами между волн. Ярко желтое солнце на мгновение появилось между черными тучами и темными водами, и скрылось за горизонтом. Показалось, что навсегда. Стемнело быстро.

До Невы еще 50 км по водным барханам. Один из моторов стал капризничать, не набирая положенных 4000 оборотов. Но, тем не менее, среднюю скорость удается держать 35 км в час. Идем “тупо по-солдатски” по стрелке навигатора GPS, который исправно показывает на ранее внесенные в него точки. Не видать ни зги! Только свет от шкал приборов и навигационных огней. Слушаемся самих себя, если отклоняемся назад, значит несемся с волны, если падаем вперед, значит врезались во впередибегущую волну, и в обоих случаях следует крепко держаться за поручни. Наконец показался Осиновецкий маяк, мигающий красным светом. В метре слева мелькнула рыбацкая вешка с красной тряпкой лишь бы не налететь на железный буй.

Через полтора часа мы уже идем по освещенному фарватеру Петрокрепости. Один из моторов отказался работать вовсе, и мы, решив оставить эту проблему до утра, швартуемся у стоянки местного ГИМСа около 12 часов ночи. Если учесть, что остановка у монастырского причала острова Валаам заняла около одного часа, то на весь 530 километровый путь ушло 14 часов, и средняя скорость составила около 40 км в час. При этом волнение было до 4 баллов. Хочется сказать, что мы чувствовали себя весьма уверенно в этом переходе, поскольку наш катер с двумя моторами имеет категорию плавания “B” по международной классификации, а это обозначает район плавания с волной до 4-х метров, что мы и проверили. Годится!

09:00. Выспались. Утром, сначала позавтракали, заменили топливный фильтр, и уже через час были на родной стоянке.

Поход показал, что разумно в таких переходах использовать два мотора встречного вращения одновременно. Во первых, скорость загруженного катера при 5500 оборотах двух двигателей с шагом винта 15 дюймов 60 км в час. Плюс к этому мы имеем колоссальную экономию топлива, когда, разогнав полуторатонный катер, выключаем один из двигателей и поднимаем его из воды. 25 литров бензина на 50-60 км или 0,5 литров топлива на 1 км пути для двухтактного двигателя! К тому же повышаем моторесурс обоих двигателей, и безопасность плавания.
Следующий наш шаг это катер со стационарным дизельным высокооборотистым двигателем. Удача с нами!

Команда “Корсар”

07 ноября 2005
источник: korsar.spb.ru
Фотогалерея
новости