Охранно-поисковые системы




Испокон веков человек старался обезопасить свою собственность, а в случае чего – найти. Скот и рабов метили каленым железом, но это не всегда спасало от кражи. Современные тавро не слишком помогают и в наше время. Мошенники шагают в ногу с прогрессом охранных систем. И вот в последние годы...

ПОХОЖЕ, ЧТО МНОГИЕ уже смирились с тем, что их собственность (в особенности движимая), появись на тот особый заказ, и почти наверняка будет украдена. И практически никакие электронные или механические охранные системы, какими бы изощренными они ни были, навряд ли предотвратят это неприятное событие. А раз так, то необходимо, кроме систем охраны и сигнализации, задействовать некое устройство, которое помогло бы как можно быстрее найти пропажу. Причем не своими, зачастую весьма скудными силами, а нарядом вооруженных людей, облеченных властью.

ИСТОРИЯ

Системы поиска угнанных автомобилей имеют не столь уж давнюю историю. Есть одно событие, которое, как считается, могло дать толчок к появлению таких систем. В 1981 г. Уильям Риган, мелкий чиновник небольшого городка в штате Массачусетс (США), перечитывал докладную записку одного из офицеров полиции. В ней говорилось, что полицейский преследовал автомобиль, совершивший небольшое нарушение правил дорожного движения. Автомобиль был остановлен, но вор абсолютно неожиданно для полицейского оказал ему жесткое сопротивление. Как оказалось позже, автомобиль был украден, что и явилось причиной немотивированной (как тогда казалось) агрессии нарушителя. Г-н Риган посетовал, что было бы неплохо иметь систему предупреждения, которая позволила бы заранее информировать полицейских о том, числится ли этот автомобиль в угоне или нет. О своей идее он поведал доктору Шелдону Апселлу, который уже с середины 70-х годов работал над устройствами контроля за перемещением персонала, больными и т. д. Риган припомнил сцену из фильма о Джеймсе Бонде, где агент 007, преследуя очередного негодяя, отслеживал его перемещение в виде мигающей точки на мониторе. Эта идея и была в итоге реализована в знаменитой системе LoJack. Д-р Апселл при разработке своей системы провел серьезное исследование автомобильных краж. Немало полезной информации он почерпнул из общения с осужденными ворами-угонщиками, которые развеяли немало общепринятых заблуждений (сразу предупреждаю, что это касается американского рынка конца 70-х). Миф первый касается того, что автомобильные воры якобы не любят «кочергу» на руле. Для обычного угонщика это проблема 11 секунд. Миф второй – автомобильные воры хорошо организованы и подготовлены, и угнанный автомобиль быстро разбирается на запчасти для перепродажи. Это так, но также нужно помнить, что довольно много краж совершается «безбашенными» подростками с целью покататься. Все говорит о том, что чем быстрее автомобиль будет обнаружен, тем больше шансов вернуть его в целости и сохранности. Это и стало основной целью LoJack и других аналогичных охранно-поисковых систем (ОПС).

СИСТЕМА

Первые ОПС работали по радиоканалу. Возьмем в качестве примера автомобиль. Есть некое радиопередающее устройство, которое в случае обнаружения незаконного вмешательства в машину начинает передавать своего рода «сигнал бедствия». Этот сигнал принимается в специальном диспетчерском центре (далее ДЦ), и на «охоту» выезжает спецбригада из нескольких автомобилей, оснащенных устройствами радиолокации. Передатчик угнанного автомобиля пеленгуется, поисковая сеть постепенно сжимается – и... автомобиль пойман. Многие помнят некогда популярное угон-шоу «Перехват», которое вел Николай Фоменко. Вот так оно примерно все происходило и происходит по сей день. Радиопеленг угнанного автомобиля – непростая задача (в особенности движущихся объектов). Хотя нужно признать, что современные технические средства серьезно ее упростили. Невозможность точного определения его месторасположения и маршрута следования делает поиск автомобиля весьма длительным. А при современных технологиях угона на счету каждая секунда. Здесь как с болезнью человека – чем раньше она обнаружена, тем больше шансов ее победить без серьезного ущерба организму. С появлением системы глобального спутникового позиционирования GPS у ОПС открылось новое дыхание. Тогда их и стали называть спутниковыми охранными системами. GPS-модуль позволяет четко определить место нахождения автомобиля, его траекторию и скорость движения и т. д. То есть теперь на мониторах в ДЦ можно увидеть все автомобили, находящиеся под охраной. А значит в случае несанкционированного доступа или сигнала от самого хозяина автомобиля диспетчер немедленно может определить

Полную версию статьи читайте в номере за Апрель 2005

07 декабря 2005
автор: Даниил Шургальский
источник: Журнал "Тюнинг"
Фотогалерея
Нажатие тревожной кнопки позволяет известить диспетчерский центр о произошедшей аварии, разбойном нападении и т. д.
новости