Прерванный полет

Мечты сбываются! Но, к сожалению, не все: российский автомобильный рынок в этом году, наверное, так и не станет самым крупным в Европе. Возможно, это произойдет через год, считают аналитики. Но в 2008-м – скорее всего, нет. Кризис.

Последствия мирового финансового кризиса, о котором все говорят последние месяцы, докатились до России в середине сентября. У дилеров не стало лишних денег на выкуп автомобилей у производителей, а покупателям перестали выдавать кредиты. В итоге, как сообщает Ассоциация европейского бизнеса в России (АЕБ), темпы роста продаж в нашей стране начали стремительно падать.

Хотя на первый взгляд, все не так уж и плохо: за первые 10 месяцев 2008 года россияне купили 1780773 автомобилей, что на 36 процентов больше, чем за аналогичный период прошлого года (1307073 машин). Но если посмотреть на статистику октября, то по сравнению с сентябрем спрос на новые иномарки упал на 5,7 процента. Причем больше всех пострадали наиболее популярные в России модели - Hyundai Accent, Daewoo Matiz, Nissan Almera Classic и так далее.

Марки и модели

В лидерах рейтинга продаж, составленного по итогам 10 месяцев этого года, по-прежнему Chevrolet (199288 автомобилей). Спрос на автомобили этой марки растет почти в точном соответствии с рынком: с начала года продажи увеличились на 32 процента, зато по сравнению с сентябрем этого года – на 44 процента. Причем наибольшим спросом пользовались, в основном, дешевые автомобили - Chevrolet Lanos, Niva и Lacetti.

А вот компания Hyundai, которая в прошлом году сумела обогнать Ford и Toyota, воспользоваться всплеском спроса на недорогие автомобили не смогла. Из-за проблем с поставками машинокомплектов из Южной Кореи завод "ТагАЗ", выпускающий модель Accent, был вынужден резко сократить поставки автомобилей дилерам. В результате, продажи Hyundai в России в октябре снизились на 25 процентов (по сравнению с сентябрем), а "Акцентов" было продано почти вдвое меньше, чем месяцем ранее.

Несмотря на это, Hyundai пока удерживает второе место в общем рейтинге - за 10 месяцев объем сбыта вырос на 53 процента по сравнению с прошлым годом - с 112174 до 171497 машин.

На третье место по итогам 10 месяцев неожиданно вышла компания Toyota, сумевшая увеличить свои продажи в России на 34 процента – до 162961 автомобиля. Причем в октябре (по сравнению с прошлым годом), продажи выросли на 56 процентов, зато по сравнению с сентябрем – упали на четыре процента. Причиной столь удачного для "Тойоты" октября многие эксперты называют… наличие у японской марки собственного банка, который может по-прежнему выдавать покупателям кредиты на выгодных условиях.

У "Форда" своего банка нет, поэтому кредитный кризис ощутимо повлиял на его статистику продаж: спрос на популярнейший "Фокус" в октябре снизился почти на треть! По итогам месяца эта модель уступила звание самой продаваемой иномарки России Chevrolet Lacetti, продажи которой за тот же период выросли на 77 процентов, и едва не пропустила вперед Toyota Corolla, спрос на которую всего за месяц увеличился почти втрое. В общем рейтинге марок Ford теперь лишь на четвертом месте с показателем 154969 автомобилей. За 10 месяцев продажи выросли на 13 процентов.

В группе аутсайдеров – тех, чьи продажи по итогам 10 месяцев снизились – оказались лишь некоторые китайские марки (спрос на Chery упал на 53 процента, на коммерческие автомобили FAW – на 24 процента) и компания Iran Khodro (-58 процентов). Кроме того, по темпам роста продаж от рынка сильно отстают марки Ford (+13 процентов), Renault (+16 процентов), Daewoo (+17 процентов), Volvo (+10 процентов), и большинство производителей автомобилей премиум-сегмента.

В октябре отрицательная динамика продаж была зафиксирована у многих популярных марок. У Hyundai спрос упал на 27 процентов, у Ford, Nissan и Kia – на 18, 24 и 24 процента соответственно. Серьезное снижение продаж зафиксировано почти у всех китайских марок и у большинства американских.

Если же сравнивать не с октябрем прошлого года, а сентябрем 2008-го, то в минусе оказались практически все: спрос на автомобили Nissan упал на 40 процентов, Mazda – на 26 процентов. Продажи упали у марок Dodge (61 процент), Ssang Yong (57 процентов), Seat (56 процентов), Jaguar (48 процентов), Chrysler (40 процентов), Land Rover (39 процентов), Saab (39 процентов), Jeep (32 процента), Porsche (31 процент), Mini (31 процент), Lexus (24 процента), Kia (15 процентов), Daewoo (12 процентов).

Среди отдельных моделей сильнее всего пострадали от кризиса Mazda 3 (-41 процент), Nissan Qashqai (-37 процентов), Nissan Almera Classic (-33 процента), Hyundai Getz (-31 процент), Mitsubishi Lancer (-27 процентов), Nissan X-Trail (-24 процента), Kia C'eed (-22 процента), Opel Corsa (-20 процентов). А в лидерах – сплошь дешевые модели вроде Chevrolet Lanos (+67 процентов), Chevrolet Lacetti (+55 процентов), Chevrolet Aveo (+30 процентов), Chevrolet Niva (+22 процента), Renault Logan (+21 процент), Kia Spectra (+12 процентов) и Ford Fusion (+12 процентов).

Мечты, мечты…

Продажи новых иномарок в России с января по октябрь 2008 года (по данным АЕБ)

марки янв-окт 08 янв-окт 07 проц. окт 08 окт 07 проц.
Chevrolet 199288 151039 32 23490 19386 21
Hyundai 171497 112174 53 12105 16489 -27
Toyota 162961 121784 34 17573 11300 56
Ford 154969 136884 13 13555 16471 -18
Mitsubishi 99011 79117 25 9549 9200 4
Renault 92647 79859 16 8707 8508 -2
Daewoo 87779 74823 17 7710 7882 -2
Opel 85567 50929 68 7516 5902 27
Kia 78483 63696 23 5380 7060 -24
Honda 69949 28578 145 9509 4736 101
Mazda 65794 37940 73 5669 4758 19
Skoda 41468 22249 86 4570 2805 63
Volkswagen 41032 25286 62 5103 3427 49
Peugeot 39864 20579 94 4998 2475 102
Suzuki 33324 22860 46 3221 2451 31
Fiat 26401 11761 124 3593 924 289
Subaru 18518 12419 49 2110 1392 52
Land Rover 17439 9755 79 1394 1367 2
Volvo 17315 15803 10 1241 1545 20
BMW 15663 11833 32 1654 1200 38
Chery 14642 31160 -53 967 3490 -72
Audi 14423 12866 12 1203 1258 -4
Mercedes-Benz 14317 12983 10 1615 1281 26
Ssang Yong 13025 8958 45 958 964 -1
Lexus 12870 11407 13 1077 1052 2
Citroen 9631 9470 2 1095 979 12
Volkswagen Commercial Vehicles 8671 4912 77 1019 707 44
Great Wall 7639 4635 65 388 618 -37
Infiniti 6521 4319 45 878 530 66
BYD 4677 1812 158 276 366 -25
Dodge 4100 2226 84 190 326 -42
Lifan 3873     440    
Jeep 2582 1664 55 163 146 12
Mercedes-Benz Vans 2486 2180 14 272 303 -10
Seat 1951 76 2467 391 26 1403
IKCO 1866 4395 -58 115 675 -83
Porsche 1810 1925 -6 90 248 -64
FAW Commercial Vehicles 1551 2046 -24 63 254 -75
Cadillac 1506 1524 20 120 174 -31
Jaguar 1423 882 61 102 89 15
Chrysler 1297 1059 22 64 79 -19
Saab 1095 582 88 81 31 161
Mini 761 540 41 53 22 141
Hummer 572 584 -2 56 90 -38
Alfa Romeo 278 747 -63 25 50 -50

25 наиболее продаваемых иностранных моделей в россии в октябре / за 10 месяцев 2008/2007 годов

Модель

янв-окт 08

янв-окт 07

проц.

окт 08 окт 07  проц.
Ford Focus 75069 77484 -3 6959  9935  -30 
Chevrolet Lacetti 69192 33786 105 7329  4143  77 
Renault Logan 64273 53489 20 5726  5496 
Hyundai Accent 60978 39514 54 3569  6234  -43 
Toyota Corolla 53771 33865 59 6511  1672  289 
Mitsubishi Lancer X 51461 14285 260 3579  3211  11 
Daewoo Nexia 46416 39403 18 4818  4162  16 
Daewoo Matiz 41363 35420 17 2892  3720  -22 
Chevrolet Niva 41297 38163 8 4688  4608 
Chevrolet Lanos 40476 47213 -14 4993  5315 
Ford Fusion 40467 30879 31 3294  3210 
Opel Astra 36168 21984 65 3444  2352  46 
Mazda3 35346 22415 58 2320  3186  -27 
Hyundai Getz 33413 20340 64 2116  3129  -32 
Kia Spectra 31698 26020 22 2511  2899  -13 
Honda Civic 28663 10265 179 3797  2258  68 
Chevrolet Aveo 28530 18026 58 4483  3653  23 
Nissan Qashqai 27157 13653 99 2025  1898 
Opel Corsa 26264 13399 96 2041  1530  33 
Toyota Camry 24163 22450 8 2523  2306 
Skoda Octavia 23682 12716 86 1907  1565  22 
Honda CR-V 23000 6441 257 2478  957  158 
Kia C'eed 22230 8602 158 1752  1855  -6 
Nissan New X-Trail 21101 6263 237 1477  1726  -14 
Nissan Almera 20999 24604 -15 1286  2495  -48 

Однако в Европе ситуация на рынке новых автомобилей – еще хуже! В сентябре спрос на новые машины упал на восемь процентов, а по итогам года аналитики прогнозируют спад продаж на уровне 15-16 процентов. На этом фоне российский рынок вызывает оптимизм: по оценкам агентства "Автостат", в 2008 году в России будет продано 2,85 миллиона автомобилей, что на 18 процентов больше, чем годом ранее. Если эти прогнозы верны, то за оставшиеся два месяца мы сумеем обогнать Германию и стать самым крупным автомобильным рынком Европы, несмотря на кризис, массовые увольнения и отсутствие кредитов.

18 ноября 2008
автор: Антон Уханов, Михаил Цымбал
источник: lenta.ru
новости