Российский авторынок падает пятый месяц подряд

Ассоциация европейского бизнеса опубликовала ежемесячный отчет о продажах новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России. В ноябре 2021 года дилеры реализовали 125 466 машин, что на 20,4 процента меньше, чем в том же месяце 2020 года. Авторынок демонстрирует отрицательную динамику пятый месяц подряд, и декабрь не будет исключением — ситуация лишь ухудшится.

«Обычно декабрь — благоприятный месяц для продаж автомобилей, но этот год — другой, и нам представляется, что в следующем году существующий тренд сохранится, и в ближайшие месяцы цифры еще ухудшатся», — отметил председатель комитета автопроизводителей АЕБ Томас Штэрцель.

Падение продаж пятый месяц подряд объясняется в первую очередь сокращением производства, нехваткой полупроводников и логистическими проблемами. При этом за 11 месяцев нынешнего года продажи новых машин на российском рынке пока остаются в плюсе: +6,9% по сравнению с 2020 годом, на который пришлись локдаун и закрытия автосалонов из-за пандемии. Всего с начала года россияне приобрели 1 439 045 автомобиля.

Под брендом Lada было продано больше всего автомобилей в прошлом месяце — 26 373 единицы. Это на 31% меньше показателей ноября 2020 года. Тогда Lada смогла реализовать 38 064 машины. На 2 месте — Kia (-31% и 14 514 проданных авто).

Замыкает первую тройку Hyundai (14 395 проданных машин). Это на 17% меньше показателей прошлого года, когда корейцы продали на российском рынке 17 446 автомобилей. Далее следуют Renault (11 837 авто, -15%) и Toyota (7 606 авто -7%).

Единственной маркой в первой десятке, завершившей ноябрь в плюсе, стал китайский Haval (4909 шт.), который продемонстрировал рост на 202 процента.

Среди самых популярных моделей, первое место заняла Lada Vesta, разойдясь в ноябре тиражом в 9 035 штук (за тот же период прошлого года свой - 11 771 авто). На второй строчке расположилась Lada Granta (7 231 проданная машина). Первую тройку замыкает Hyundai Creta с показателем 6 513 проданных кроссовера. Четвертом место занял Kia Rio (5 682 россиянин купили данный авто). Далее следует Renault Duster c показателем 4 436 проданных машин.

Два китайских кроссовера, Haval Jolion и Chery Tiggo 4, активно продвигаются к первой половине рейтинга. Если в октябре Jolion был 25-м, а Tiggo 4 — 22-м, то сейчас они занимают 11 и 13 строчки соответственно.

В премиальном сегменте четыре бренда смогли продемонстрировать рост: Сadillac (133 авто — рост продаж составил 47,8%), Genesis (614 авто — против 54 авто за тот же период 2020 года). Также за месяц россияне приобрели 403 кроссовера Exeed (премиальный бренд Chery). Это на 291,3% больше показателей за аналогичный период 2020 года. Porsche в прошлом месяце реализовала на 34,8% больше авто — 519 машин.

Lexus продал 908 автомобилей (-59,3%). Audi реализовала — 614 автомобилей, что на 65,9% меньше показателя 2020 года. Продажи шведской Volvo за отчетный период упали на 46,4% и составили 552 авто. Jaguar продал всего 37 машин (-60,2%). Infiniti продала в ноябре 104 машины (-43,5%). BMW и Mercedes-Benz публикуют данные о продажах только 1 раз в квартал.

В отчете организации выражается обеспокоенность предложением правительства о почти девятикратном увеличении ставки утилизационного сбора на электромобили. В АЕБ считают, что в совокупности с объявленной отменой нулевой импортной пошлины на «зеленые машины» эта мера существенно ухудшит развитие данного сегмента рынка, который только начал расти в России. «К сожалению, такой шаг не обсуждался с представителями отрасли. Мы считаем, что принятие указанного постановления приведет к росту цен на электромобили для конечного потребителя, а также замедлит динамику их продаж и развитие зарядной инфраструктуры», — резюмировал Штэрцель.