Mercedes-Benz сертифицировал автопилот третьего уровня

Компания Mercedes получила разрешение на серийное производство автомобилей с системой условно-автоматизированного вождения. Федеральное управление автомобильного транспорта Германии (KBA) выдало одобрение фирменной системы Drive Pilot на основании правила ООН UN-R157. Немецкие власти стали первыми, кто смог принять пакет документов, регулирующих автоматизированное движение автомобилей.

Автопилот 3 уровня появится в качестве опции уже в первой половине 2022 года. Система активируется специальной кнопкой на ободе рулевого колеса и позволяет водителю убрать руки с руля при движении по автомагистрали.

Мерседесовский автопилот 3 уровня по классификации SAE называется Drive Pilot. Он будет предложен на флагманских легковых моделях немецкой марки — седане S-класса и электрическом лифтбеке EQS. Функционал пока сильно ограничен, при этом оборудования намного больше, чем в более опытной системе автономного вождения Tesla FSD (Full Self-Driving).

Автопроизводители медленными шажками движутся к тому, чтобы избавить человека от необходимости водить машину самому и дать ему больше свободного времени. Автопилоты 1 и 2 уровней по классификации SAE уже успешно освоены, но они не решают главную задачу — высвобождения человеческого внимания, оно на 1 и 2 уровнях должно быть направлено на дорогу, своими делами заняться за рулём не получится.

Системы 2 уровня от GM, Ford и Nissan позволяют убирать руки с руля, однако взгляд водителя должен быть устремлён на дорогу, за чем следит специальная салонная камера. Tesla требует для подстраховки придерживать руль рукой, при этом её система FSD – самая продвинутая из существующих: она может сама ездить по твердым дорогам и совершать манёвры при любой погоде, т.е. её функционал соответствует 4 уровню автономности, но формально это по-прежнему 2 уровень, т.к. в США автопилоты более высоких уровней пока не легализованы — это очень сложная с правовой точки зрения задача, на решение которой могут уйти годы и даже десятилетия. Напомним, что компания Audi сильно обожглась, предложив на флагманском седане A8 автопилот 3 уровня ещё в 2017 году, но так и не смогла его легализовать — после рестайлинга этот автопилот из оснащения убрали.

Сертификационные тесты системы Drive Pilot уже идут в США и Китае, а европейское законодательство позволяет признавать одобрение, выданное Германией, в остальных странах Евросоюза, а также в Великобритании, Японии, Южной Корее и Австралии. Для работы Drive Pilot использует штатные датчики и камеры, лидар в радиаторной решётке, а также дополнительные камеры и сенсоры, включая систему высокоточного позиционирования с HD-картой, содержащей информацию о профиле дороги, знаках и актуальных дорожных событиях.

Напомним, что в прошлом году правительство Японии также легализовало автопилот 3 уровня для запуска Honda Legend с системой Traffic Jam Pilot — саму модель представили в марте 2021 года. Название хондовской системы говорящее — она предназначена для пробок и работает на скорости до 50 км/ч при условии соблюдения целого ряда ограничений (маркировка, подходящая дорога, хорошая погода, телеметрия, чёрный ящик и проч.).

В Германии потолок скорости чуть повыше — 60 км/ч, но можно ехать только на подходящих автомагистралях (протяжённость таких в Германии, по данным Mercedes-Benz, составляет 13 191 км) и только в пределах одной полосы. Речь идёт о вялотекущих пробках, какие в Германии не редкость. Автоматические обгоны пока запрещены, но в пределах полосы система может сама объезжать препятствия. Активируется Drive Pilot кнопками на ободе руля, и если система сочтёт, что все условия для автономного вождения соблюдены, то водитель сможет отпустить руль и заняться своими делами. Но спать и дремать нельзя, т.к. 3 уровень автономности подразумевает, что водитель в любой момент должен по требованию системы взять управление на себя. Если не возьмёт, Drive Pilot сам безопасно остановит автомобиль, включит «аварийку», разблокирует двери и вызовет помощь.