Нужны ли колесам шипы?

Шип противоскольжения на наших дорогах, да при зиме, которая тянется по четыре месяца, – вещь безусловно полезная. Но есть одна проблема – дотошные финны подсчитали, что каждый шип выбивает из 1 км дороги 10 граммов асфальта.

Для начала следует определиться – а нужны ли вообще вам шипы. Выбирая, какую «резину» предпочесть – шипованную или «голую», стоит руководствоваться несколькими критериями отбора.

Шипованную или голую резину выбрать?

Шипованные покрышки хороши при езде в неустойчивую погоду с резкими оттепелями и заморозками, на плохо очищаемых дорогах с твердым покрытием, плотно укатанным снегом и наледями. Особенно нужны шипованные шины в предзимье и ранней неустойчивой весной, когда перепады ночных и дневных температур образуют прочные корки льда.

Обычные зимние покрышки с развитым рисунком протектора чаще всего применяются при чисто городской езде или езде по регулярно очищаемым пригородным трассам и скоростным автомагистралям. В этих условиях шипованные покрышки не только не обладают никакими преимуществами, но и могут причинить немало неприятностей, например при резком торможении.

Снижение веса шипа всего на десятую грамма уменьшает его разрушающее воздействие на дорожное покрытие в 5 раз. Но даются эти доли очень нелегко. Еще в начале семидесятых годов была доказана неэффективность металлопластиковых шипов, так как главное требование, предъявляемое к материалам для них, – близкие или равные коэффициенты теплового расширения. А у пластика и металла они различные. И что бы ни утверждала реклама, физика – наука точная, ее не обманешь. Твердосплавные вставки вылетают из пластмассовых корпусов довольно быстро. Металлокерамические шипы этих недостатков лишены, но они еще не вышли из стадии эксперимента. Так что пока по-прежнему основная ставка делается все-таки на традиционные конструкции.

С годами сложился почти классический «портрет» шипа – штампованный или точеный корпус из стали (реже – алюминия), снабженный двумя-тремя фиксирующими фланцами, и вставка из твердосплавных материалов. Диаметр 7-8 мм, длина 10-11 мм, вес 1,1 – 1,2 г. На обычную 14-дюймовую покрышку требуется от 102 до 120 шипов. За устойчивость автомобиля на скользкой зимней дороге приходится платить заметным увеличением веса колес.

Однако увеличение неподрессоренных масс ухудшает динамику и управляемость автомобиля, даже если речь идет о какой-то половине килограмма. И это еще один фактор, заставляющий фирмы, занимающиеся разработкой шипов, добиваться снижения их веса буквально на доли грамма.

Шипы точечные и штампованные

Существует два основных типа шипов – точеные и штампованные. Казалось бы, несколько граммов алюминия, вставка из тугоплавкого металла – что тут можно изобрести? Однако после премьеры шины Hakkapeliitta 4, вторая нашумевшая презентация предзимних показов – четырехгранный шип, предложенный компанией Turvanasta. В основу его конструкции положен традиционный двухфланцевый шип, у которого «перешеек» между фланцами сделан квадратным. Квадратной сделана и вставка из тугоплавкого сплава. В чем здесь «изюминка»? Площадь сечения квадратной вставки по диагонали больше чем у обычной круглой вставки, диаметр которой равен длине стороны квадрата. Таким образом, суммарная площадь новых шипов почти в полтора раза превосходит аналогичный показатель обычных шипов. Однако они могут быть обеспечены только при применении специального оборудования для ошипования, ориентирующего положение граней относительно направления качения колеса.

По-прежнему большой популярностью пользуются традиционные цилиндрические шипы серии MAL 11, которые выпускает компания Scason. Вес этого классического двухфланцевого штампованного алюминиевого шипа со вставкой из твердосплавных материалов менее 1 г, благодаря чему он не оказывает столь разрушительного воздействия на дорожное покрытие. В «арсенале» компании Scason около двух десятков типов шипов, рассчитанных на установку в любые шины легковых и грузовых автомобилей и автобусов. Но шипами в Финляндии пользуются не только автомобилисты. Директор компании Biltema Ханну Карлссон недавно продемонстрировал «ощетинившуюся» шипами велосипедную шину.

Да-да, готовясь к зиме, финны не забывают и о столь сезонном транспорте, как велосипед.

Правила установки шипов и эксплуатации ошипованных покрышек

Еще недавно шипы считали едва ли не панацеей от всех зимних бед. Но в последнее время отношение к ним стало меняться. Причем в ряде европейских стран, первыми запретивших их применение, поговаривают о возвращении шипов, а у нас, наоборот, интерес к ним как-то приутих. И все-таки шипы чаще приносят пользу, чем вред. Важно лишь знать несколько правил установки шипов и эксплуатации ошипованных покрышек. Так, компания Nokian считает, что идеальная технология шипования – установка шипа в еще теплую шину. Вот почему стоит отдавать предпочтение покрышкам, выходящим ошипованными уже с завода. Лучшие результаты дает применение полностью металлического шипа, стального со вставкой из тугоплавких сплавов. «Плавающий» шип или металлопластиковая конструкция – вещи более чем спорные. Жесткую фиксацию шипа плавающая конструкция не гарантирует, равно как материалы с различными коэффициентами трения и теплового расширения не могут обеспечить прочность шипа. Поставив ошипованные покрышки, не стоит первую 1000 км «выдавливать» из машины максимальную скорость – необходимо «прикатать» шипы на скорости порядка 60-80 км/ч.

При езде «на шипах» необходимо помнить, что при резком торможении на чистом асфальте они могут сыграть роль коньков и привести к срыву или заносу. Кроме того, использование шипованных покрышек требует совершенно иной манеры езды – старт становится более динамичным. А главное, тормозной путь вашей машины на обледенелых участках дороги гораздо короче, чем едущего сзади автомобиля на обычной резине. Поэтому знак «Ш» на корме машины очень важен для того, кто едет сзади.

24 октября 2006
автор: Леонид Круглов
источник: gazeta.ru
новости