Arden A-Type Lightweight RS


Работа над этим проектом шла многие годы. Еще в конце 1990-х в Arden намекали на возможность создания бескомпромиссного суперкара на базе купе Jaguar XJR. И действительно, в течение нескольких следующих лет в Arden показывали все более продвинутые варианты доводки XJR. Наконец, осенью прошлого года во Франкфурте состоялся дебют Arden A-Type Lightweight RS. Этот автомобиль претендует на титул самой экстремальной версии современного Jaguar, пригодной и для использования на обычных дорогах.

Ф о т о г р а ф - Александр Васильев

 

Почти два десятилетия после Второй мировой войны в Jaguar готовили и выпускали гоночные версии своих серийных автомобилей совершенно разного уровня. При создании одних моделей достаточно было просто увеличить мощность двигателя и немного доработать шасси, другие же гоночные болиды разрабатывались фактически с нуля, правда, также с использованием некоторых серийных деталей. В то время как в гонках участвовали C-Type и D-Type, клиенты счастливо забирали у дилеров модели серий XK, а чуть позже – E-Type. На слуху был и термин Lightweight, который рассказывал продвинутым знатокам о непростой начинке автомобиля, в том числе как раз и об облегченных специальных шасси и кузове. Теперь к этому уже ставшему культовым термину обратились в тюнинговой компании Arden. На сегодня компания Arden является крупнейшим в мире специалистом по тюнингу автомобилей Jaguar. Солидные объемы продаж неподражаемых фирменных колесных дисков и аэродинамических элементов в Arden успешно сочетают с высококлассной доработкой двигателей и других жизненно важных узлов британских автомобилей. Кроме того, в Германии специалисты Arden знамениты и своим умением восстанавливать и приводить в превосходное состояние автомобили Jaguar возрастом 15 лет и более. А ведь те Большие Кошки были куда более капризны и требовательны к обслуживанию, чем нынешние. Идеология проекта Arden A-Type Lightweight RS в общем-то понятна. В качестве базовой модели берется серийный Jaguar XJR, который разбирается практически целиком. Каждая его серийная деталь остается в конструкции после всестороннего исследования. Но значительную часть узлов в Arden предпочитают либо сразу же заменить, либо серьезно доработать. И это объяснимо: нагрузка на все компоненты автомобиля при превращении XJR в Lightweight RS возросла многократно. Зачем превращать XJR в уникальный суперкар? Во-первых, конечно же, этот проект станет лучшей демонстрацией возможностей фирмы по тюнингу автомобилей Jaguar. Думается, ни один из потенциальных клиентов после первой же встречи с Lightweight RS не устоит перед заказом каких-нибудь деталей для своего Jaguar из многообразной программы компании. Но, кроме того, в Arden настроены весьма решительно на участие с этим автомобилем в популярных многочасовых гонках, в первую очередь на культовых трассах – Нюрбургринга и Спа. И именно будущая гоночная карьера A-Type Lightweight RS предъявляет столь высокие требования к деталям автомобиля. Сказать, что над кузовом XJR здорово поработали, – это не сказать ничего. С некоторых ракурсов узнать под новым спортивным костюмом Lightweight RS старый добрый XJR не получается вовсе. Уже изменения в передней части кузова производят сильное впечатление. От того, английского Jaguar здесь остались только передние фары да странноватая улыбка здоровенной решетки радиатора. Наверное, их специально оставили для демонстрации призрачного сходства с заводской моделью. Собственно, многое уже может сказать передний бампер. Он элегантен, потому что не получил любимого немецкими тюнинговиками разделения по трем угловатым секциям – с боковыми вспомогательными воздухозаборниками. Теперь воздух к тормозам попадает по круглым туннелям, образовавшимся на месте противотуманок. Но довольно о бампере, лучше посмотрим на передние крылья. Внимание можно обратить не только на ширину, но и на вертикальные прорези, предназначенные опять-таки для подвода-отвода воздуха. Видели недавно что-то очень похожее, но не можете вспомнить где? Я напомню: у Ferrari Maranello есть аналогичные отметины, но у итальянского суперкара их всего две, да и наклонены они под противоположным углом, хотя примерно на том же самом месте на крыльях.

 

Как оказалось, это далеко не единственная деталь A-Type Lightweight RS, напоминающая о Maranello. Странное дело, стоило сделать и задние крылья более раздутыми, как центральная и задняя части XJR стали напоминать об «итальянце». К такому откровению можно отнестись по-разному, но лучше воспринимать это как некий знак – впервые в своей истории XJR может стать настоящим соперником для Maranello, и только благодаря стараниям и мастерству Arden. Задняя часть представляется несколько более скромной. Знакомы уже и задние блоки фонарей от Arden, и могучие стволы выхлопной – все это было показано несколько лет назад на первой версии Arden A-Type, еще без каких-либо облегчающих приставок в имени. Но не только поэтому все взгляды притягивает огромное крыло, закрепленное прямо на крышке багажника купе. Однако всякую иронию по подражанию героям киносаги «Форсаж» лучше сразу отбросить – чувствуется, что без такого крупного аэродинамического элемента на экс-Ягуаре на гоночных трассах не имеет смысла появляться. И странное дело, очевидно, что понимание этой функциональности крыла закрепляется настолько в подсознании, что задняя часть Lightweight RS начинает представляться весьма гармоничной. А ведь совсем недавно идея установки карбонового крыла на изящных ножках на багажнике XJR не вызвала бы ничего, кроме истеричного смеха. Стоит подойти к автомобилю поближе, как в глаза начинают бросаться другие детали. Центральный передний «дворник», крохотные зеркала заднего вида на примитивных ножках, пластиковые дверные стекла с отверстиями-форточками – любой из этих элементов намекает на гоночное предназначение автомобиля. А вместе они прямо-таки провоцируют любого стороннего немецкого наблюдателя позабыть о чувстве такта и заглянуть внутрь салона. А в салоне A-Type Lightweight RS еще интереснее. В первые минуты он воспринимается как набор отдельных, никак не связанных друг с другом деталей. И это объяснимо: здесь еще чувствуется дух того, прежнего роскошного и комфортного XJR, хотя все уже переделано для покорения Северного кольца. По своему оборудованию Lightweight RS ничем не отличается от Porsche GT-серий и других спорткаров, прошедших переподготовку по требованиям FIA. Полноценные гоночные кресла, цепкие ленты ремней безопасности, трубы защитного короба... Но все-таки самое сильное впечатление остается от холодного металла пола – без намека на шумоизоляцию и, конечно, без длинноворсовых ковриков – и от обнаженной передней панели. Из заводских элементов XJR заметны подрулевые рычаги да сопла воздуховодов. Сохранила свою форму и передняя панель, но ее начинка подверглась полному пересмотру. Щиток приборов – настоящий гоночный: с крупным тахометром и горизонтальной полоской цифрового дисплея, на которой отображается и скорость автомобиля. Центральная консоль – еще одно удивительное сочетание мира Gran Turismo с гоночными условиями. Здесь рядами выстроены десятки переключений без привычных обозначений, так что без специальной схемы в них никак не удастся разобраться. И при этом именно они отвечают и за работу всех световых приборов автомобиля...

 

К счастью, атмосферы настоящего аскетизма в салоне A-Type Lightweight RS добиться не удалось. Стоит принять правильную посадку и пристегнуться ремнями, как ковши Recaro оказываются достаточно удобными, и начинаешь радоваться яркому рулю, обшитому алькантарой, передней панели и дверям с отделкой также из алькантары и кожи. В Arden такое оформление называют «данью традициям», что провоцирует на еще более серьезное отношение к автомобилю... даже вопреки веселенькой ярко-красной расцветке многих деталей интерьера. Интересно, что при работе над технической начинкой A-Type Lightweight RS в Arden делали ставку также на разумное сочетание традиционных и гоночных технологий. Конечно, двигатель запускается специальной кнопкой, но при этом отнюдь не оглушает своим звучанием. Автомобиль все-таки разрабатывался и для эксплуатации на обычных дорогах, а потому имеет выхлопную систему, удовлетворяющую «гражданским» стандартам. И хотя перед началом движения мотор нуждается в основательном прогреве, в дальнейшем он проблем не доставляет. Пока только в Arden рискнули увеличить рабочий объем компрессорного двигателя Jaguar с 4,0 до 4,5 литра, одновременно модифицировав практически все его детали. В результате с него сняли 540 сил и 695 Нм максимального крутящего момента. Весьма впечатляющие результаты, особенно на фоне заводских 363 сил и 505 Нм. К сожалению, в полной мере реализовать могучий потенциал двигателя не удалось, так как автомобиль еще не успел пройти обкатку после очередных контрольно-испытательных работ, проводимых мотористами Arden со своим экспериментальным детищем. Поэтому приходилось ограничивать раскрутку мотора на самой вкусной части – в 4000 об/мин. Но и этого короткого диапазона оказывается достаточно для демонстрации незаурядных возможностей. Ведь своего максимума крутящий момент достигает уже на 3400 об/мин, что позволяет наслаждаться великолепной тягой даже в этом ограниченном режиме. Интересно, что на свой первый экземпляр A-Type Lightweight RS в Arden предпочли поставить ручную 6-ступенчатую коробку передач, хотя в арсенале фирмы есть собственные версии автоматических коробок с подрулевыми переключателями в стиле F1. Но в данном случае, без сомнения, именно ручная коробка лучше подходила для всех инжиниринговых требований Arden. Интересно, что нынешняя механическая коробка зарекомендовалась не лучшим образом – с частыми выпадениями передач и другими отказами, и ее заменят также 6-ступенчатым узлом от Getrag, таким же, как тот, что стоит на AC Schnitzer Topster.

 

Настройки подвески A-Type Lightweight RS откровенно удивили. Сумасшедший двигатель, гоночный интерьер, огромное крыло – все говорило о том, что мягко в этом автомобиле уж точно не будет. Но Lightweight RS показал себя именно довольно комфортным суперкаром. Особой тряски не было, по крайней мере в наших заездах по автобану и улицам «родного» для Arden городка Крефельда. При этом Lightweight RS исключительно уверенно цеплялся за асфальт, всем своим поведением демонстрируя полнейшее равнодушие к попыткам добиться от него кренов или схода с намеченной траектории. Было ясно, что все это – не больше чем детские развлечения для автомобиля, спроектированного в расчете на покорение гоночных треков. Без сравнения с бескомпромиссными версиями Porsche трудно обойтись: модель от Arden по своей управляемости и плавности хода будет намного дружественнее к водителю и пассажирам. На сегодня, без проверки в настоящих гоночных режимах, трудно определить истинные возможности Arden A-Type Lightweight RS. Совершенно очевидно, что ближайшими аналогами этого автомобиля являются культовые Porsche версий GT2 и GT3. На их фоне детище Arden представляется перекачанным культуристом с подавляющим преимуществом по размерам, мощности... и снаряженной массе. Хотя усилиями Arden удалось сбросить с тушки XKR почти 150 кг, GT2 легче A-Type Lightweight RS еще ровно на столько же. И как поведет себя такой крупный суперкар на трассах, пока остается загадкой. Но трудно не восхищаться мастерством и энтузиазмом специалистов Arden, которые самостоятельно выполнили комплекс работ, с которым обычно в течение нескольких лет справляются в специальном гоночном подразделении Porsche. Не будем забывать, что изначально превратить в гоночный аппарат Jaguar XJR оказывается на порядок сложнее, чем тот же 911-й Porsche. Ждем гоночных проб Arden A-Type Lightweight RS.

06 июля 2004
автор: Федор Свинин
источник: Журнал "Тюнинг"