Тестируем Noble M12

Англия -- страна традиций. Там привыкли пить чай в пять часов пополудни, мерить пиво пинтами, ездить по противоположной стороне улицы и строить удивительные автомобили, которые впоследствии занимают почетное место в мировой автомобильной истории.

В этом процессе также существует традиция. В пабе встречаются двое. Один -- инженерный гений с неистребимым желанием строить свои автомобили. У второго есть лишние деньги и неистребимое желание во что-нибудь их вложить. История идет по кругу -- так появились на свет Rolls-Royce, Mini Cooper и, наконец, Noble -- на сегодняшний день самый быстрый серийный английский автомобиль.

МНОГО НЕ ПОКАЖЕТСЯ
По той же традиции, автомобиль назван по имени своего создателя -- инженера Ли Нобля, который в последнее время просиживал свои джинсы в конструкторском бюро McLaren и проектировал шасси для дорожной версии F2. И мечтал о собственном производстве -- машин так на 20 в год. Судьба распорядилась иначе.

После того как были найдены источники финансирования и сконструирован первый автомобиль, встал вопрос о том, где наладить производство кузовов. Потому что строить около Бирмингема что-то типа АвтоВАЗа в планы компаньонов не входило. Под компанию Noble Automotive было арендовано два ангара. В одном разместились конструкторское бюро (на самом деле это офис Ли), сервисный центр на пару подъемников, склад и офис компании. В другом помещении -- сборочный цех на семь подъемников. Ли построил свой автомобиль по следующему принципу: на шасси собственной конструкции (вот он, опыт работы на McLaren) надет пластиковый кузов и вставлены "фордовские" двигатель и коробка.

Так что главная проблема была в том, где делать шасси и кузов. Неплохое производство нашлось не где-нибудь, а в Южной Африке, в городе Порт Элизабет, где уже делали кузова для английских мелкосерийных автомобилей. Компаньоны сели в самолет и махнули в ЮАР. Там посмотрели чертежи и сказали: "О'кей, сделаем". Но хорошую цену давали при условии, что автомобилей будет не 20 в год, а 200! Нобелю очень хотелось иметь свой автомобиль, и компаньоны рискнули. И не прогадали -- сегодня Noble продают не только в Англии, но и в США, Италии, Германии, и наконец, первый автомобиль появится в России.

МАЛО НЕ ПОКАЖЕТСЯ
Все знают английскую марку Lotus, что-то слышали о Caterham. А Jensen уже путают с сортом виски, Bristol -- с одноименным городом и так далее. Поэтому мало кто сможет сразу оценить то, как Noble построен. А нам повезло: во время тест-драйва на известном треке в Рокингхэме?? мы увидели на стоянке несколько "Лотусов" и подошли сравнить. Да, товарищи, это, как говорят в Одессе, "две большие разницы". Прежде всего на Noble мы не обнаружили кривых щелей между кузовными панелями, толщиной в палец. В нарушение всех английских традиций на нем нормально и очень аккуратно вклеены все стекла, и даже коврики внутренней обшивки не загибаются в салон, а педантично заправлены под специальные панельки. А определенный шарм добавляют немногочисленные хромированные детали: горловина бензобака, кронштейны зеркал заднего вида и стойки антикрыла.

Внутри -- максимум комфорта при минимуме лишних деталей. Простой, функциональный   и красивый блок приборов -- классический спортивный, состоящий из трех круглых циферблатов. Все контрольные лампы вынесены на центральную консоль. Они непривычно большие, чтобы сразу привлечь внимание водителя к "неполадкам в пробирной палатке". Рядом с ними расположились указатель температуры масла и две клавиши. Одной включаются противотуманки, а другая фальшивая -- ее расположили для симметрии и пока не придумали, что ею можно переключать. Отдельно расположена большая красная кнопка включения стартера -- еще одна дань традициям спортивного английского автомобилестроения.

Очень смешно в Noble расположена магнитола -- под перчаточным ящиком. Водитель дотянуться до нее в принципе не может, разве что на парковке. На вопрос: "А как ей управлять?" -- мы получили оригинальный ответ: "А возите с собой красивую блондинку. И для глаз приятно, и звук можно регулировать". Для тех, кто предпочитает брюнеток, предусмотрен джойстик -- фирма Noble работает только с фирмой Sony, которая на этом собаку съела.

ВО ВСЮ ДЛИНУ САДИСЬ
Посадка водителя и пассажира в Noble -- отдельная песня. В машину не садятся -- в нее ныряют. А если на дороге открыть дверь, то можно, не нагибаясь, поднять с асфальта монетку. Субъективное ощущение такое, что в движении ты постоянно скребешь задницей по асфальту. Даже те, кто сидит на скамейке в парке, видят дальше -- водитель Noble живет на одном уровне с усталым человеком, который вышел из паба и прилег отдохнуть на кромке тротуара. И, что самое удивительное, это не напрягает. Потому что сидеть в этом автомобиле очень удобно водителю любого роста. Регулировок не так много, но они продуманы до мелочей. Сиденье водителя регулируется только в одной плоскости -- вперед-назад, но диапазон больше, чем в обычных автомобилях. Во-вторых, увеличена регулировка вылета руля. Правильно оперируя всего двумя регулировками, можно устроиться более чем комфортно.

Очень грамотно в Noble продумана система ремней безопасности. В спортивные сиденья Recaro интегрированы настоящие спортивные 4-точечные ремни, центральный замок которых легко убирается под сиденье -- в таком случае можно воспользоваться обычными, с преднатяжителем. А спортивным вариантом пользоваться только на треке или для того, чтобы "понтоваться" перед все той же блондинкой.
Места водителя и пассажира разделены высоким туннелем. Это продиктовано конструкцией автомобиля, так как в нем расположены многочисленные шланги "жизнеобеспечения" двигателя: система охлаждения находится впереди, мотор -- сзади. Поэтому селектор КПП расположен довольно высоко, и к нему надо привыкнуть. А о том, чтобы воспользоваться на ходу "ручником", можно вообще забыть -- кисть приходится поднимать на уровень плеча.

Двигатели для Noble получают с английской тюнинговой фирмы, которая расположена неподалеку. Это "фордовский" движок объемом 3,0 л и мощностью 203 л.с., который в "чистом" виде устанавливают на Ford Maverick. Англичане устанавливают на него две турбины высокого давления и немного шаманят с настройками -- меняют алгоритм впрыска, уменьшают степень сжатия и так далее.
С такого мотора снимают уже 352 силы при фантастически увеличенном крутящем моменте (478 Нм против 266). Уже непосредственно на Noble Automotive на мотор устанавливают противоотливный картер собственной конструкции, чтобы избежать масляного голодания во время гонок на треке. Дело в том, что большинство владельцев подобных автомобилей в Англии регулярно собираются на так называемые track days. Для этого арендуется трасса на простаивающем в данный момент стадионе для кольцевых гонок. По ней и гоняют с инструктором до полного потемнения в глазах.

Механическую коробку получают с того же "свечного" заводика и доводят уже в сборочном цеху -- на нее устанавливают механизм переключения передач, опять же собственной конструкции. Благодаря этому ход рычага переключения делается более коротким, и повышается четкость включения. Это даже не тюнинг, это норма для спортивного автомобиля.

КОКТЕЙЛЬ "СПОРТ"
В Noble вообще удивительным образом сочетаются приметы настоящего спортивного болида и автомобиля "на каждый день", как бы кощунственно это ни звучало. Например, подвеска -- конек и профессиональная гордость Ли Нобля. Она двухрычажная, с рычагами неравной длины (верхние короче). Такая схема применяется на спортивных автомобилях и не только гарантирует постоянный контакт с дорогой, но и позволяет очень точно "играть" с настройкой подвески. А вот амортизаторы расположены вертикально -- это примета "гражданского" автомобиля. Если амортизаторы расположить горизонтально, то о комфорте в салоне можно забыть. Разглядывая "голый" автомобиль на сборочном стенде, мы так и не смогли обнаружить в подвеске рычаги поперечной устойчивости -- их просто не предусмотрено. И несмотря на это, рулится Noble просто фантастически -- все-таки Ли Нобле почти гений в своем деле. Кстати, он же приложил руку к разработке подвески на знаменитом Mercedes McLaren, который имеет аналогичную двухрычажную схему.

Очень любопытно смотрится днище Noble -- это абсолютно ровная поверхность, представляющая собой несколько металлических щитов, закрывающих все "внутренности". Это тоже создает дополнительный запас прочности, но значительно усложняет обслуживание, которое возможно только на подъемнике. Например, для того, чтобы снять аккумулятор, надо свинтить одну из панелей и аккуратно снизу в буквальном смысле слова выковыривать батарею. Все узлы и агрегаты вообще расположены в Noble суперкомпактно -- несмотря на то, что передняя и задняя панели легко откидываются вверх, доступ ко многим узлам осуществляется исключительно снизу.

АДРЕНАЛИНОВЫЙ КОРОЛЬ
Noble позиционируют как fun-car. То есть автомобиль, который должен доставлять удовольствие от вождения. Вне зависимости от того, по какой дороге едешь. И это не рекламный трюк -- "фаном" можно объедаться выше невысокой крыши Noble.

Первый опыт управления этим автомобилем мы получили на треке в Рокингхэйме. Трасса не самая простая -- несколько "слбоковое скольжение и так же легко выравнивается. И что удивительно: о работе рычагом КПП не самый опытный водитель может забыть и действовать исключительно педалью акселератора. А опытный кольцевик вообще может пройти всю трассу боком и даже не вспотеть, как признался потом наш инструктор. епых" поворотов плюс приличный перепад высот. Не даром на ней проводится один из этапов BTCC (Британского кузовного чемпионата). Наша средняя скорость на этой трассе составила 110--120 км/ч и то только благодаря указаниям инструктора -- самостоятельно на такое не решишься, потому что еще помнишь школьный курс физики и стараешься держать себя в рамках этих законов.

Вот мы мчимся по прямой, и впереди наплывает правый поворот под 90 градусов. Машинально притормаживаю и начинаю, как говорят кольцевики, поворот "облизывать". Инструктор против -- на втором круге он советует как можно дольше держаться внешнего радиуса и доворачивать руль вправо практически внутри дуги. Ладно, преодолев внутреннее сопротивление, лечу прямо на отбойник (110 км/ч) и в самый последний момент несильно бросаю руль вправо. Noble послушно вписывается в поворот, легонько-легонько соскальзывая задними колесами влево. Легкий доворот руля внутрь -- скорее интуитивно, чем трезво оценивая ситуацию, -- и мы опять несемся прямо. Еще раз, в обратную сторону -- автомобиль легко переходит в

Он же продемонстрировал еще один трюк, уже на следующий день на извилистых дорогах сельской Англии. На Noble можно спокойно разогнаться до 120 км/ч, переключиться на шестую передачу и постепенно снизить скорость до... 40 км/ч. После этого можно плавно притопить газ -- автомобиль легко, без рывков, набирает обратно ту же скорость. Попробуйте исполнить это на обычном дорожном автомобиле.

В ВЫСШЕЙ ЛИГЕ
Сегодня в Англии этот автомобиль заметили. И поставили в один ряд с такими марками, как Porsche или Ferrari. Да, разница в цене весьма ощутимая, но сравнение шло не по количеству денег, вложенных в автомобиль, а по количеству адреналина, впрыснутого в кровь водителя. И здесь Noble выступает на равных, а в чем-то и превосходит маститых конкурентов. Может быть, он проигрывает тому же Porsche в комфорте, но однозначно выигрывает по управляемости и динамическим характеристикам. Неспроста авторитетный журнал Auto Express выбрал именно Noble для дуэль-теста с истребителем Harrier T10. Noble уступил на классической дистанции в четверть мили королевским ВВС, но всего 1,19 сек.

И уж точно не проигрывает Noble перед Ferrari по качеству исполнения: на одном из автосалонов мы подняли коврик в багажнике Maranello и обнаружили криво засаженные в тело автомобиля саморезы.

Так что надо подумать, сколько реально стоит адреналин.

06 апреля 2004
источник: Автопилот
новости