Skoda Octavia - перипетии рынка

<B>Skoda Octavia</B><br>Силуэт машины нового поколения стал более элегантным и стремительным. Легкий диссонанс вносит лишь большой зазор между арками и колесами, заданный адаптированной подвеской

Skoda Octavia
Силуэт машины нового поколения стал более элегантным и стремительным. Легкий диссонанс вносит лишь большой зазор между арками и колесами, заданный адаптированной подвеской

После краха берлинской стены первым «социалистическим» автопредприятием, решительно и безвозвратно влившимся в европейскую автомобильную индустрию, стала чешская «Skoda», пополнив и без того внушительную коллекцию марок своего нового патрона — концерна «Volkswagen».

За 14 лет под крылом VW заводы «Skoda» втрое увеличили объемы производства, но главное — продукция стала конкурентоспособной на западноевропейском рынке, мало уступая «одноплатформенным» моделям VW. Впрочем, россиянам расписывать достоинства автомобилей Skoda нет необходимости — модели Octavia и Fabia хорошо известны и уже не один год пользуются заслуженным уважением. По замыслу стратегов концерна VW, полумиллионный годовой объем производства чешского предприятия примерно наполовину был предназначен для западноевропейского рынка и наполовину — для гораздо менее платежеспособного населения Центральной и Восточной Европы. Однако для потребителя из стран бывшего соцлагеря после замены привычных долларов на быстрорастущие евро автомобили Skoda стали дороговаты. Как следствие, на российском рынке компания переживает кризис. В 2001 — 2002 годах по объемам продаж она уступала только откровенно недорогой продукции «Daewoo», а к середине 2004-го скатилась со второго места на пятнадцатое. Чтобы поправить ситуацию, российское представительство компании, открытое в апреле прошлого года, реформировало дилерскую сеть и внесло изменения в ценовую политику. Чуть бы пораньше...

Новая плюс старая

Благодаря новой конструкции порогов  увеличена жесткость кузова. Задние двери, боковины кузова и крыша свариваются лазерным методом. Кроме этого, применена новая высокопрочная сталь. Все  нововедения позволили улучшить пассивную безопасность

Благодаря новой конструкции порогов увеличена жесткость кузова. Задние двери, боковины кузова и крыша свариваются лазерным методом. Кроме этого, применена новая высокопрочная сталь. Все нововедения позволили улучшить пассивную безопасность

Второе поколение Skoda Octavia построено на платформе новейшего VW Golf пятого поколения. При этом объявляется о неординарном способе расширения модельной гаммы Skoda — наряду с новой Octavia будет выпускаться и ее предшественница, причем ни много ни мало до 2008 года. Казалось бы, интересный маркетинговый ход, позволяющий уценить старую модель и сделать ее более доступной. Минус этого подхода — необходимость заложить внушительную разницу в цене между старым и новым «товаром». В данном случае различие было достигнуто и составило $3500 или 22%, но, к сожалению, целиком за счет роста цены на новую модель: в новом семействе Octavia самая доступная версия Classic с 1,6-литровым мотором (102 л.с.) обойдется вам в $19 011, и это в абсолютно «голом» виде — с одной подушкой безопасности, задними брызговиками и пакетом для плохих дорог (увеличенный до170 мм клиренс, более жесткие пружины подвески и защита двигателя). Все остальное — от электроприводов стеклоподъемников до АБС и кондиционера — требует доплаты.

Пятая дверь взмывает в небо. Похоже, нам предлагают перевозить слона. Чтобы закрыть огромные «ворота», предусмотрена специальная ручка на внутренней стороне. Удобно, а главное, всегда чисто

Пятая дверь взмывает в небо. Похоже, нам предлагают перевозить слона. Чтобы закрыть огромные «ворота», предусмотрена специальная ручка на внутренней стороне. Удобно, а главное, всегда чисто

Дооснащение новой Octavia до минимального уровня пятидверного одноплатформенного VW Golf V (АБС, дополнительные подушки, электроприводы и т.д.) стоит еще около $1800 и уравнивает цены двух этих родственников. Конечно, Octavia на 370 мм длиннее, чем Golf, и формально может быть отнесена к следующему классу, но база у них одинаковая, а удлинение коснулось в основном заднего свеса и привело к увеличению багажника, но не салона. Ну и в конце концов нельзя сбрасывать со счетов имидж марки как существенную составляющую розничной цены. До сих пор никто не осмеливался равнять имидж марок VW и «Skoda». Сейчас это произошло, правда, только у нас, в Европе Golf по-прежнему ощутимо дороже, чем Octavia. Остается добавить, что все эти перипетии никоим образом не повлияли на стоимость Octavia первого поколения.

Достойная скромность

Стандартная шкодовская оцифровка «по кругу» не способствует быстрому восприятию информации

Стандартная шкодовская оцифровка «по кругу» не способствует быстрому восприятию информации

Преемственность во внешности между двумя поколениями Octavia настолько велика, что навскидку трудно определить, какая из двух машин только что проехала мимо. Между тем кузов обновился полностью. Новая модель отличается более резкими гранями на капоте и боковинах, немного подросшими габаритами и ощутимо увеличенной колесной базой. Что касается внешнего впечатления, то результаты блиц-опроса участников теста можно определить односложно — нейтральное, то есть не разочаровывает, но и не восхищает. Отметим, что подобная неприметность часто скорее достоинство, чем недостаток. Единственная претензия к облику новой Octavia относится к машинам, оборудованным «пакетом для плохих дорог», с увеличенным на 30 мм дорожным просветом. Этот «пакет», обязателен для всех поставок в Россию. Вместе с проходимостью увеличивается зазор между колесами и колесными арками, что нарушает элегантность силуэта.

Высший балл

Элегантный строгий салон в лучших немецких традициях, дорогие отделочные материалы, мягкие пластики и кожа, небольшие «вкрапления» хрома. Упрекнуть создателей в отсутствии вкуса невозможно. Полное ощущение обладания автомобилем бизнес-класса

Элегантный строгий салон в лучших немецких традициях, дорогие отделочные материалы, мягкие пластики и кожа, небольшие «вкрапления» хрома. Упрекнуть создателей в отсутствии вкуса невозможно. Полное ощущение обладания автомобилем бизнес-класса

В противоположность внешности внутренняя отделка новой Octavia заслуживает едва ли не высшей оценки. Дизайн, отделочные материалы, качество изготовления и сборки все на высшем «фольксвагеновском» уровне (а может, даже и чуть лучше, во всяком случае касательно фактуры отделочных материалов — это факт). Да и архитектура передней панели интерьера очень напоминает новый Golf, хотя есть и отличия, особенно по форме центральной консоли.
В целом оформление интерьера чешского автомобиля нам понравилось даже больше, чем немецкого. Нет претензий и к эргономике, разве что кресло жестковато и обеспечивает хорошую боковую поддержку только обладателям широкой спины. Зато налицо полный набор необходимых регулировок сиденья и рулевой колонки, так что вне зависимости от комплекции водителя обустройство за рулем проблем не вызывает.
Продольной и вертикальной регулировки рулевого колеса хватает с избытком для любого водителя

Продольной и вертикальной регулировки рулевого колеса хватает с избытком для любого водителя

В сравнении с предшественницей новая Octavia значительно просторнее для пассажиров заднего сиденья — существенное увеличение базы (на 66 мм) принесло свои плоды. Однако у многих современных автомобилей класса «С» колесная база еще на 30—60 мм больше и длина пассажирского салона Octavia всего лишь средняя для этого класса. А вот по объему багажника (560 л) новая Skoda один из двух лидеров среди седанов и хэтчбеков всех классов, уступая лишь автомобилю высшего класса Lexus LS 430 и то только на 15 л. Складывая заднее сиденье, объем багажника Octavia можно увеличить до внушительных, но уже не рекордных 1350 л. При этом сложенная спинка заднего сиденья возвышается над полом основного багажника на добрых 10 см — неудобно, конечно, но для хэтчбеков в отличие от универсалов этот недостаток считается простительным.

Активный флегматик

Мотор 1,6 л сам по себе не плох, но применительно к довольно тяжелому хэтчбеку слабоват. Для активного «драйва» приходится постоянно переходить на пониженные передачи

Мотор 1,6 л сам по себе не плох, но применительно к довольно тяжелому хэтчбеку слабоват. Для активного «драйва» приходится постоянно переходить на пониженные передачи

Гамма двигателей для новой Skoda Octavia, пока предлагаемых для нашего рынка, кажется несколько странной: два турбодизеля (1,9 л —105 л.с. и 2,0 л — 140 л.с.) и один бензиновый (1,6 л —102 л.с.). Правда, скоро этот перечень должны дополнить и более мощные бензиновые моторы. К весне этого года ожидается появление в России двухлитровых силовых агрегатов семейства FSI (150 л.с.).

Спинку заднего сиденья можно сложить и целиком, и по частям, есть отдельный люк для длинномеров. Но «ступенька» ощутимая

Спинку заднего сиденья можно сложить и целиком, и по частям, есть отдельный люк для длинномеров. Но «ступенька» ощутимая

Доставшийся нам вариант с бензиновым 1600-кубовым двигателем особой резвостью не отличается. Характеристика мотора ровная, без богатых «низов» и без подхвата на «верхах». Флегматичного водителя такая динамика разгона не разочарует, но за 20 тысяч долларов хотелось бы несколько большего.
Особо интересным разделом этого теста была управляемость. С одной стороны, первая Octavia, как и «одноплатформенный» VW Golf IV, при всей своей надежности поведения не была «заточена» под активного водителя, не доставляя ему особой радости на извилистой дороге и уступая в этом плане таким соперникам, как Ford Focus или Peugeot 307.
Открыв багажник, обнаруживаем противосолнечную шторку и потайной отсек в нижней части фальшполки. И удобно, и снаружи мелкие вещи не заметны

Открыв багажник, обнаруживаем противосолнечную шторку и потайной отсек в нижней части фальшполки. И удобно, и снаружи мелкие вещи не заметны

С другой стороны, разработка новой платформы концерна VW, объединяющей такие модели, как Audi A3, VW Golf V, VW Touran, Seat Altea и Skoda Octavia II, изначально была нацелена на повышение «драйверской» составляющей дорожных манер. В частности, простенькая полузависимая схема задней подвески была заменена сложной и дорогостоящей многорычажной конструкцией. В эффективности принятых мер мы имели возможность убедиться, проведя испытания A3, Golf V и Touran. Порадовала и Skoda, невзирая на опасения, связанные с адаптацией подвески и увеличением клиренса. Новая Octavia — один из не так уж часто встречающихся автомобилей, не требующих привыкания и налаживающих взаимопонимание с водителем буквально с первых совместных километров.

Открыв заглушку, можно в перчаточном ящике охладить небольшую бутылку воды

Открыв заглушку, можно в перчаточном ящике охладить небольшую бутылку воды

Заслуживают похвалы высокая точность, приемлемая чувствительность и неплохая информативность рулевого управления. Нет проблем со стабильностью высокоскоростного движения. Не разочаровывает и плавность хода. Российский «пакет» подвески чуть жестче, чем хотелось бы, реагирует на мелкие неровности, зато отличается высокой энергоемкостью, то есть способностью противостоять пробоям на крупных препятствиях. К неприятностям можно отнести только постукивание подвески при полностью выбранном ходе отбоя.

Продукт контрастов

Skoda Octavia второго поколения хочется назвать автомобилем контрастов. Не очень яркая внешность и великолепно оформленный интерьер. Средняя для своего класса вместимость пассажирского салона и беспрецедентно большой багажник. К списку несомненных достоинств нужно отнести отличную управляемость, приличную плавность хода и общее ощущение солидности автомобиля, а к перечню явных недостатков — завышенную стоимость и ограниченный выбор бензиновых моторов. Впрочем, изменения ценовой политики обещают вернуть Skoda утраченные позиции на нашем рынке.

Конкуренты

Mazda 3
Яркий и выразительный облик этого автомобиля достойно сочетается с высококачественной и привлекательной отделкой интерьера. В запасе у Mazda 3 есть и более выдающиеся достижения — отличная управляемость как с точки зрения активной безопасности, так и в плане удовольствия от вождения. Двигатель (1,6 л) шумноват и обеспечивает приемлемую динамику разгона, но с такой управляемостью так и подмывает доплатить за двухлитровый 150-сильный мотор.

Ford Focus II
Построенный на одной платформе с Maz- da 3, новый Focus по меньшей мере не уступает ей в достоинствах управляемости, но превосходит в плавности хода. Focus II стал существенно шире и длиннее, что положительно сказалось на вместимости салона и багажника. Новая модель выглядит строже, солиднее и даже спортивнее, особенно в новой для России трехдверной модификации. Продавать собранный во Всеволожске Focus II дилеры начнут уже в июне-июле этого года.

VW Golf
Один из традиционных лидеров глобального автомобильного рынка, постепенно приобретший престижный статус среди одноклассников, о чем свидетельствуют и высокие, особенно у нас, цены. Новый Golf V имеет общую платформу со Skoda Octavia II, и все комплименты ее дорожным манерам можно отнести и к нему. Своей родственнице Golf уступает только в объеме багажника, а превосходит ее, пожалуй, только в имидже торговой марки.

25 февраля 2005
источник: Журнал "Автомир"
Фотогалерея
Skoda Octavia: Разная мелочовка найдет приют в удобном боксе на центральной консоли
Включая ближний свет, поворачиваем ручку, противотуманные фары — тянем выключатель на себя
С помощью этого рычажка открывается капот. Поднимать тяжелый и зачастую грязный капот — занятие не из приятных. Парочка газовых упоров здесь явно не помешала бы
В корпус зеркала встроены не только повторители указателей
Портмоне легко спрятать в потайном боксе слева от рулевого колеса
новости