Хронограф ROLL-EX

Rolls-Royce 100EX

Полированный алюминиевый капот Rolls-Royce 100EX имеет длину - трудно поверить - 2,1 м! "Отличная площадка для загорания баскетболиста NBA!" - шутят восторженные зрители. Но их восхищению не было бы предела, если бы они знали, что эта огромная деталь сделана безумно дорогостоящим и трудоемким способом: отфрезерована на станке из цельной алюминиевой заготовки! Монументальная рамка лобового стекла, кстати, изготовлена аналогичным образом. Уже одни эти две отполированные до ослепительного блеска детали первого в истории концепт-кара Rolls-Royce могли бы стать сенсацией. Но создатели заложили в модель такое количество оригинальных решений, что даже при "заочном" знакомстве по пресс-релизу 100EX поражает воображение. А уж когда представилась уникальная возможность "вживую" рассмотреть каждый элемент автомобиля, то упустить ее было никак нельзя! В этом году Concorso d'Eleganza Villa d'Este в Италии стал настоящим бенефисом Rolls-Royce 100EX. А нам удалось провести оригинальную фотосессию этого "звездного объекта" в самых живописных уголках виллы д'Эсте.
Жаль, что официальное название этого автомобиля не отражает его сути. Ведь в традициях марки давать своим моделям громкие имена - например, Silver Ghost ("Серебряный дух") или Silver Seraph ("Серебряный серафим"). А этот прототип так и хочется окрестить Silver God ("Серебряное божество"), пусть это и вызывало бы ассоциации с фамилией президента компании Тони Готта... Но, конечно, любому знатоку автомобилей ясно, что грандиозный 2-дверный кабриолет с серебряной фигуркой Emily на капоте должен, просто обязан называться не иначе как Corniche! Именно это французское имя на протяжении почти полувека носили открытые версии британской марки (см. № 10, 2001). Однако англичане настояли на том, чтобы новый шедевр был назван сухо и функционально. И пусть для всех очевидно, что это предвестник нового поколения Corniche образца 2007 г., прототипу отведена гораздо более важная роль, нежели просто дать представление о внешности будущего серийного кабриолета Rolls-Royce. И цифра "100" в имени концепт-кара свидетельствует о событии, послужившем формальным поводом для появления автомобиля. Это, разумеется, 100-летний юбилей легендарной марки Rolls-Royce, который мировая автомобильная общественность отметила 4 мая нынешнего года. А аббревиатура "EX" - возрождение еще одной давней традиции: так называли единичные экспериментальные прототипы Rolls-Royce, которых на заводе в Крю (общим с Bentley) в период с 1919 по 1957 г. было построено немало. Теперешнему владельцу компании - немецкой BMW - очень важно восстановить этот "технократичный" индекс "EX", чтобы показать, что поиски новых идей и перспективные разработки в недрах британской марки идут полным ходом. Поэтому 100EX стараются не называть концепт-каром, подразумевая, что этот индекс означает "экспериментальный". Дескать, "выставочный шоу-кар" - это несерьезно для прототипа такой компании!

Сухопутная яхта

Построен 100ЕХ на базе алюминиевой пространственной конструкции, позаимствованной у лимузина Phantom (см. № 8, 2003). Но при его создании вся несущая структура была переделана - разумеется, вручную. Автомобиль от и до построен немецкими специалистами из студии BMW Design в Мюнхене. Колесная база 100ЕХ на 100 мм короче, чем у Phantom, общая длина меньше на 165 мм, а высота кузова - на 71 мм. Кабриолет смотрится изящнее и стремительнее, хотя и не менее массивно, чем его 4-дверный "родственник". Обликом кабриолета, как и Phantom, занимался ведущий стилист Rolls-Royce - уроженец Белграда Марек Джорджевич. Причем если формально директором компании по дизайну является Ян Кэмерон, то Марек непосредственно творит - талантливо рисует эти пафосные Rolls-Royce новой эры. Автомобиль восхитителен и многолик: он одновременно роскошный и аскетичный, эпатажный и интеллигентный, фривольный и церемонный. Он - дерзкий провокатор и вместе с тем закоренелый консерватор!

Под жарким итальянским солнцем блеск автомобиля вызывает такую же резь в глазах, что и искры электросварки!

Мотор V16 во всей своей красе, но графитового цвета

Сверху пассажирский отсек выглядит глубоким. Однако пассажирам проезжающих мимо автомобилей кажется, что люди в кабриолете сидят очень высоко, как в парадной колеснице. Деревянное обрамление салона просто восхитительно!

Огромный тканевый тент в сложенном состоянии очень компактен, что позволило сохранить достаточно большим объем багажника: в нем легко помещается поклажа всех четверых пассажиров. Откидывающаяся назад крышка, естественно, напоминает борт пикапа.

Серб Марек Джорджевич неожиданно для всех стал настоящим грандом

Передняя панель кабриолета почти такая же, как у Phantom. У прототипа полностью проработаны и отлично функционируют все элементы (чего стоит одна только система воздуховодов вентиляции!), явно демонстрируя, что автомобиль готов к производству. Несмотря на то что прототип делали специалисты из Мюнхена, для сохранения

Гигантская coach-door распахивается против движения, но, как говорят британцы,

С поднятой крышей кабриолет ничуть не теряет элегантности, он выглядит даже более величаво. Кстати, своей формой мягкий верх очень напоминает поднятый защитный тент... яхт Riva. Огромный

Пороги сделаны просто широченными! Импозантные передние кресла изготовлены специально для кабриолета. Пол и некоторые внутренние панели отделаны оригинальным материалом, напоминающим циновку. Здесь также немало деревянных панелей, ассоциирующихся с корабельной отделкой. А длина дверей настолько велика, что они открывают прямой доступ на задние сиденья!

Источником вдохновения для "реинкарнации" легендарного кабриолета стали роскошные яхты. Массивная окантовка вокруг пассажирского кокпита 100ЕХ отделана панелями тикового дерева. Их фактура и выделка - как у знаменитых яхт Riva, олицетворяющих понятие dolce vita. Многие из самых богатых людей мира даже не представляют своего существования без судна, построенного на верфи Riva! Кабриолеты Rolls-Royce Corniche всегда считались чем-то вроде "обязательного приложения" к творениям Карло Ривы (или наоборот?), а теперь и "наземное", и водное транспортные средства аристократии будут выполнены в едином стиле.
Всем очень понравилась новая трактовка современного фирменного стиля передней части Rolls-Royce. Выдержанный в том же духе, что и Phantom, передок кабриолета тем не менее совсем другой. Узкий "прищур" прямоугольных фар, новая, более обтекаемая и компактная фальшрадиаторная решетка, у которой уже не такая строго вертикальная "осанка", - впервые Rolls Grill заметно отклонилась назад. Строгий облик Rolls-Royce неизменен, но в нем появились, выражаясь словами Джорджевича, "кокетливые черты". Настоящий подвиг в плане технологии - исполинские двери типа coach-doors, открывающиеся против хода. Такая сложная для сертификации конструкция уже становится козырем Rolls-Royce "эпохи BMW". Но у Phantom задняя coach-door сопрягается с мощной центральной стойкой, а применение такой смелой конструкции на кабриолете потребовало дополнительных инженерных расчетов. Чтобы управляться с этими тяжелыми дверями, не нужно ни малейших усилий: нажатие на кнопку, и электромотор услужливо откроет или закроет дверь.
Для обеспечения высокой прочности кузова кабриолета необходимо было усилить днище. Чтобы компенсировать "лишние" килограммы, наружные панели 100ЕХ выполнены из композитных материалов, а не из алюминия, как у Phantom. Поэтому кабриолет лишь немного тяжелее лимузина: его вес, как отмечают конструкторы, в пределах 2,7 т. Это отличный показатель для почти 6-метрового "пакетбота". Производитель характеризует габариты концепта (5669х1990х1561 мм, база 3470 мм) как "в меру выдержанные", однако автомобиль поистине огромен: чтобы просто обойти его кругом, нужно совершить целую "прогулку", а подоконная линия (так и подмывает сказать "ватерлиния") расположена еще выше, чем у Phantom.

Силовая установка

Этот экстраординарный автомобиль подарил BMW возможность сделать то, о чем баварские "максималисты" давно мечтали. Мотора V16 в коллекции Rolls-Royce как раз и не хватало! Вот и ответ, зачем прототипу капот "ростом" с Шакила O'Нила. "Ни в коем случае не думайте, что мы решились на создание такого супердвигателя в пику Maybach, - говорят в службе маркетинга. - Это просто дань самому Генри Ройсу, который всегда мечтал о собственном двигателе V16, но в силу экономических обстоятельств должен был довольствоваться лишь V12". И этот "шаг наверх" действительно очень нужен возрождающейся марке. Конечно, с точки зрения разумной достаточности, не только нынешний 6,75-литровый V12, но даже обычный V8 без проблем обеспечит отличную динамику как лимузину, так и кабриолету Rolls-Royce. Но дело в том, что V12, который устанавливается на Phantom, - это пусть и немного переработанный, но все же мотор BMW, то есть можно сказать, что это двигатель от BMW 760. А для истинных ценителей такая фраза часто звучит как приговор, а то и просто как явное оскорбление. Вот поэтому передовому подразделению M-Motorsport было поручено разработать и построить этот диковинный 64-клапанный V16 - мотор, который предназначается исключительно для аристократичного "подшефного британца" и никогда не ассоциируется с "механикой" моделей BMW.
В основу положена архитектура все того же серийного V12, который с помощью компьютерных систем проектирования "растянули" до 16-цилиндровой конфигурации. Рабочий объем равен 9 л! А мощность? А тяга? "Даже не спрашивайте, - отвечают надменные англичане, - мы вернулись к традиции Rolls-Royce, которая поддерживалась в течение десятилетий: мощность и крутящий момент нашего нового собственного мотора не подлежат огласке!" Только вот присутствовавших рядом немцев, инженеров M-Motorsport, которые создавали двигатель, так и распирало от гордости за свою работу, и они украдкой сообщили: "Мы отрегулировали мотор на мощность ровно 600 л.с., а крутящий момент составляет 800 Нм". Не так уж и много для столь крупного агрегата, но в духе давних традиций двигатель Rolls-Royce и должен быть низкофорсированным. Согласно сегодняшней философии M-Motorsport мотор сделан атмосферным, без турбонаддува. И, разумеется, поскольку речь идет о продукте таких реалистов, как баварцы, этот двигатель не просто красивый макет (а ведь многие производители практикуют на своих шоу-карах этакие "виртуальные" моторы, поражающие сугубо теоретическими возможностями). Нет, это работоспособный V16, более того, полдюжины идентичных агрегатов вовсю испытываются и доводятся в лабораториях M-Motorsport. Кстати, те же немцы рассказали, что V16 создан именно для Phantom, точнее, для его перспективной длиннобазной версии, а будущий кабриолет Corniche, возможно, обойдется и V12. И тут рождается захватывающая интрига: в кулуарах становится известно, что главный конкурент, бывший "собрат" Bentley, сделал ответный ход: принято решение устанавливать на самую роскошную длиннобазную версию Arnage Limousine... 16-цилиндровый мотор! Это будет фольксвагеновский 8-литровый W16, дебют которого на Bugatti Veyron все откладывается. На флагмане Bentley, который стартует уже в начале 2005 г., этот двигатель будет в безнаддувном варианте, мощность составит ровно 600 л.с. - какое совпадение! "Так мы и знали! - сетует конструктор M-Motorsport. - Мы пытались убедить руководство, что надо было сразу делать V20. Состыковали бы два наших новейших серийных V10 и получили бы 10 л и 1000 л.с. Это было бы эффективнее и дешевле, чем "наращивать" V12. И у конкурентов шансов на реванш было бы меньше..."
Впервые 100ЕХ продемонстрировал себя в динамике перед светской публикой именно на юбилейном, 75-м Concorso d'Eleganza Villa d'Este - один юбиляр отдавал дань другому! И если прототип 100ЕХ полностью функционален и передвигается своим ходом, разве можно преодолеть соблазн почувствовать хотя бы намек на его способности, совершив круг по аллеям вокруг виллы д'Эсте?! Когда еще современный автопром даст шанс опробовать 16-цилиндровый мотор!

Круиз

Аналогии с морской тематикой продолжаются. Порог очень высок (выше, чем у Phantom), и, чтобы сделать процесс посадки более удобным, не помешало бы что-нибудь вроде выдвижного трапа, а так приходится высоко поднимать ногу. Но в качестве компенсации за доставленное неудобство ездоки получают потрясающе высокую посадку. Этого и добивались создатели автомобиля: водитель Rolls-Royce должен занимать "господствующее положение". Плавностью старта машина опять же напоминает отходящую от причала яхту: пневмоподвеска сохраняет строго горизонтальное положение гигантского кузова. Неспешное движение автомобиля c опущенным верхом сопровождается лишь легким "посапыванием" пневмоэлеметов шасси. Преодоление "лежачего полицейского" или выступающего колодца остается незамеченным: энергоемкость активной пневмоподвески такова, что благодаря "компенсирующим реакциям" препятствие высотой или глубиной до 9 см автомобиль преодолевает незаметно для тех, кто находится в салоне. В отличие от его "водоплавающих" вдохновителей, 100ЕХ "волны" не беспокоят, "качку" шасси ликвидирует беспощадно. Rolls-Royce движется на своих 21-дюймовых колесах непоколебимо и ровно, словно гигантский кит.
Конечно, ни о каких испытаниях динамики прототипа речи не шло, и главная задача инженера BMW, управлявшего автомобилем, заключалась в том, чтобы дать возможность окружающим послушать уникальную "сонату" в исполнении V16! Как и следовало ожидать, эта мелодия ни на что не похожа: низкий утробный гул из-под капота скорее напоминает звук промышленных газовых турбин. Это грозный, какой-то даже "неавтомобильный" бас!

Обратный отсчет

Пожалуй, баварцы правы: 100ЕХ не концепт-кар, а готовый ходовой прототип для доводки серийного кабриолета Corniche, только роскошно отделанный, чтобы время от времени блистать на светских раутах. Конечно, у варианта, который пойдет на конвейер, капот и рамка лобового стекла будут производиться методом штамповки, да и с омологацией деревянных панелей при крэш-тестах придется непросто. Однако внешность концепта на 90% соответствует будущему Corniche XXI века. Как и положено, кабриолет Rolls-Royce будет стоить значительно дороже лимузина. Если заводская цена Phantom (tax-free) составляет 325 тыс. евро, то Corniche обойдется примерно в полмиллиона, и это значит, что в России его стоимость будет на уровне 750 тыс. евро. А обратиться теперь можно к полноправному представителю легендарной марки - Rolls-Royce Motor Cars Moscow. Итак, время пошло: до момента появления будущего Corniche осталось три года. Хронограф ROLL-EX начал "обратный отсчет"!

Фото автора

21 января 2005
автор: Иван Веснин
источник: Журнал "Автопанорама"