Chevrolet Corvette: один на пятьдесят

Chevrolet Corvette

Каждые десять лет жизнь в мире начинается с чистого листа. Прошлые победы и поражения отступают назад оптом, в плотной упаковке из эмоций и воспоминаний. О том, что мы когда-то были другими, нам не позволяют забывать вещи: пластинки Элвиса, книги из серии "Молодая гвардия", кроссовки-"адики". Не сбросишь со счетов и "Шевроле Корветт" – ему в 2002 году стукнуло пятьдесят, а значит, людям из пяти разных десятилетий всегда будет о чем вспомнить...
Жаль, что это не наша история. Но она просто не могла случиться на 1/6 части суши – ведь с момента, когда Харли Эрл, шеф-дизайнер General Motors, впервые посвятил руководство в свои планы по созданию легкого двухместного родстера, до появления первого товарного автомобиля прошло всего два года, с сентября 1951 по июнь 1953. У нас так быстро делали только технику узко специального назначения… Строго говоря, назначение "Корветта" было не менее специальным – стать чистым, без примесей, удовольствием для водителя.
И с эстетической точки зрения тоже – первый Corvette вышел из-под пера самого Эрла, а он, между прочим, отец-основатель знаменитой "плавниковой" темы в американском автодизайне. Открытый фиберглассовый кузов модели C1 получился без излишеств – стильное панорамное стекло без форточек, хищная решетка радиатора, элегантные задние крылья с намеком на уходящую эпоху "стабилизаторов"... Первый рестайлинг поджидал модель через три года – ушли в небытие оригинальные задние крылья, зато появились дверные ручки и двухцветная раскраска, а затем и знаменитые четыре задних фонаря. Но дизайн – это для девочек. Мальчикам доставалась техника – мощные V-образные "восьмерки", впервые оборудованные впрыском топлива (1957) и алюминиевыми головками цилиндров (1960), четырехступенчатые автоматические и механические трансмиссии.

Согласно легенде, дизайн "Корветта" второго поколения пришел на ум Биллу Митчелу, новому дизайнеру марки, во время океанской рыбалки – силуэт акулы потом долго не давал ему спокойно спать. Результатом недосыпа явился клиновидный С2, оставшийся в истории под кличкой Sting Ray. Необычно плоский, он добавил марке экстравагантности с помощью выдвигающихся фар и непонятных "возвышенностей" над колесами, сохранившихся в генетическом коде автомобиля до сих пор. Сверхгорячий по меркам любого времени, он покорял сотню километров всего за 4.8 секунды благодаря семилитровому V8. Cправляться с такой мощью позволяло применение дисковых тормозов "по кругу", двухконтурной тормозной системы и независимой задней подвески на поперечных рессорах.

Митчеловская акула и бутылка "Кока-колы" сослужили хорошую службу Дэвиду Холлзу, следующему дизайнеру, которому посчастливилось приложить руку к облику популярного автомобиля. Соединив гипертрофированные колесные арки одной гениальной линией, очень похожей на ту, что формирует талию знаменитой бутылки, он нашел золотое сечение "Корветта" – именно третье поколение машины навсегда останется в истории как самое популярное. Он был не просто самым красивым – он был лучшим. С3 выпускался как кабриолет, купе и фэстбек под той же кличкой Stingray, вот только писалась она теперь в одно слово, а не раздельно, как раньше. "Жалящему" было чем удивить своих соперников по трассам – в течение четырех лет, с 1970 по 1974, на машину ставился самый мощный двигатель за все 50 лет – 7.4-литровый мотор, выдававщий 425 "лошадей". Он был не просто мощным...

Шарм восьмидесятых трудно определить словами, но легко можно уловить в формах модели, созданной Джерии Палмером в 1983. Отход от элегантности компенсировался отменными аэродинамическими показателями и введением модных примочек вроде ABS, трэкшн-контроля, композитных материалов и алюминия, а сплошное заднее стекло по сей день является самым большим из тех, что когда-либо устанавливались на американские машины. А вот о двигателях такого не скажешь: 5.7-литровая "восьмерка" была способна выдать не больше 230 л.с.
Девяностые вернули "Корветту" не столько внешность, сколько техническое превосходство. Чего стоит одна КПП, которая не пристыкована к двигателю, а расположена над задней осью, позволяя автомобилю иметь близкую к идеальной развесовку. Достойна упоминания и система Head-Up Display, проецирующая данные спидометра и тахометра прямо на нижнюю часть лобового стекла, покрытого специальным слоем. Перед С3 не стыдно и за двигатель: 5.7-литровый V8 позволяет машине делать "сотню" за 4.7 секунды. Чуть лучше, чем С2 выпуска 1967 года...

Фото: General Motors

12 декабря 2005
автор: Александр Евштокин
источник: Журнал "Колеса"
Фотогалерея
Chevrolet Corvette C1 1953
Chevrolet Corvette C1 1956
Chevrolet Corvette Sting Ray C2 1963
Chevrolet Corvette Stingray С3 1968
Chevrolet Corvette Stingray С3 1973
Chevrolet Corvette Stingray Pace Car 1978
Chevrolet Corvette C4 1984
Chevrolet Corvette С5 1994
Chevrolet Corvette 50th Anniversary Edition
новости