Устанавливаем аудиотехнику (ч.2)

Stock и Custom. Два стиля, две идеи

В автозвуковой среде сложилась своя, цеховая терминология, малопонятная дилетанту, но безусловная для любого профи. Основные "словечки" пришли с Запада, где автозвук вообще и автозвуковой спорт в частности имеют более чем пятнадцатилетнюю историю. Например, любые установочные работы вплоть до банальной "врезки" магнитолы в торпедо надлежит именовать "инсталляцией", а установщик, таким образом, превращается в "инсталлятора", или, на худой конец, "мастера". "Мастера" любят пересыпать свою лексику сугубо специальными определениями - типа "макродинамика", "глубина сцены", "резонансный пик салона автомобиля", "коэффициент стоячей волны"... Объяснения по каждому пункту займут слишком много места. Но не стоит считать, что таким образом "мастера" только лишь набивают себе цену, давая понять, сколь сложна их работа.

Работа действительно не из простых, а нарочитая терминологическая изысканность в общении с клиентом скорее показатель "зацикленности" на своем деле, чем демонстрация крутости. Они, инсталляторы, порой искренне недоумевают: почему простой человек их не понимает?

Так вот, согласно устоявшейся классификации, все серьезные аудиоинсталляции делятся на две категории - Stock и Custom.

"Стоковыми" называются работы с минимальным вмешательством в архитектуру салона. Для акустики используют, как правило, штатные места или камуфлируют ее до полной незаметности. Никаких выпячиваний и демонстраций! Усилители, чейнджер, процессор - с глаз долой, в багажник, под сиденья, под обивку. Скрытность - главный козырь после качества звучания. Большинство россиян, незнакомых с возможностями современного тюнинга, относятся к автомобилю трепетно, а мыслят консервативно, и на "стоковые" установки приходится подавляющая часть заказов.

Custom, напротив, суть работа на внешнюю привлекательность. Это направление рождено автозвуковыми соревнованиями, где оценивается не только сам звук, но и качество установки техники. Достигнув определенного совершенства в звучании, спортсмены-инсталляторы в какой-то момент начали соревноваться в рукоделии - в оформлении того, что установлено. И достигли на этом поприще не меньших высот. "Кастом" предполагает, что все будет сделано ярко, демонстративно, вызывающе. Антураж здесь соперничает со звуком и порой его превосходит. "Кастомщики" могут переделать автомобильный интерьер так радикально, что заказчик его и не узнает.

В прошлом номере мы дали некоторые рекомендации, касающиеся достаточно банальных установок типа "магнитола - четыре динамика". Теперь речь пойдет о серьезных работах, к коим применимы и термин "инсталляция", и деление на категории Stock и Custom. Поэтому, если жизнь, положение в обществе и любовь к прекрасному все-таки подтолкнули вас к идее поставить в машину серьезную музыку, нужно быть готовым к вопросу: вам Stock или Custom?

Ответ зависит от: а) финансовых возможностей клиента; б) его информированности о современных тенденциях в тюнинге интерьера; в) степени стремления к эксклюзиву - не только акустическому, но и визуальному; г) наличия достаточного опыта (дизайнерского и ремесленного) у установочной фирмы; д) степени доверия клиента к установщику.

Custom выглядит, конечно, интереснее, чем Stock, но и деньги здесь понадобятся другие. Как-никак hand-made. Все, что делается вручную и хорошо, стоит дорого. О том, во что могут превратить автомобиль в серьезной фирме, можно составить представление из специализированных журналов, посвященных автомобильному звуку. С их помощью нетрудно проследить и обобщить чужой опыт, чтобы на его основе впоследствии приобрести собственный. Ведь в этих изданиях описываются, помимо прочего, реальные клиентские автомобили, сделанные не для выставок и презентаций, а для повседневного использования. Вкратце же можно сказать вот что:

  • "Писком" последнего времени являются металлические хромированные окантовки панелей отделки салона. Эта технология была предложена фирмой "АМ-Стиль" на феерическом концепте на базе Peugeot-406 Coupe, где из металла были отлиты более трех десятков деталей, включая заново сделанную панель CD-ресивера Clarion. Выглядит необычно, захватывающе и в некотором смысле возбуждающе, правда, добавляет к собственной массе автомобиля не один десяток килограммов. Эту технологию впоследствии перенял ряд московских студий, и теперь она доступна многим заказчикам.
  •  

  • Кожаные салоны не выйдут из моды никогда. Но кожа коже рознь. То, что могут делать из этого материала "Лика-Дизайн", Vox Celesta, Alarm-Service-Bravus, SV-ART, недостижимо для "мастеров конвейерной обшивки". Зарубежные же портные (в том числе в Aston Martin Lagonda, Karat, Irmsher, TVR и AMG) ограничены достаточно строгими рамками общей концепции фирмы, дизайнерских шаблонов, технологических наработок. А в России мало того, что стоимость самой работы на пару порядков меньше, чем в Европе, так еще и ограничения отсутствуют в принципе. Рискнем сказать, что качество работы российских мастеров по автомобильной коже сейчас - лучшее в мире. Достаточно припомнить, например, желтый Porsche от "АвтоАудиоЦентра" на Горбушке, полностью стилизованный под ковбойский саквояж, - и данное утверждение не покажется чересчур смелым.
  • С деревом сейчас работают мало - не то, что три-четыре года назад. Только на первый взгляд древесина проста в обработке. Для украшения автомобиля это едва ли не самый сложный материал. Добиться того, чтобы деревянные изделия имели безупречные форму и поверхность, крайне сложно. К тому же надо умудриться соблюсти вкус, вписывая изначально чужеродное дерево в стилистику автомобиля. Но опыт таких фирм, как "Лика-Дизайн", SV-ART, "Вист Авто Центр", убеждает: более "теплого" и изысканного отделочного материала не существует.

    Каждая уважающая себя установочная контора имеет что-то вроде портфолио, где собраны все ее удачные работы. Полистав эти фотоальбомы и выслушав неизбежные комментарии, есть шанс понять, с какими материалами здесь предпочитают работать; насколько гармонично полученное сочетание привнесенных элементов и изначальной архитектуры интерьера и насколько был логичен с точки зрения вкуса сам тюнинг; использовались ли те или иные изменения в интерьере как оформление аудиоинсталляции или они самодостаточны; сколько человек в совокупности выполняют один заказ и имеется ли в штате фирмы профессиональный дизайнер по интерьерам.

    Если звучание будущей аудиоустановки можно с тем или иным успехом смоделировать на стенде, то технологии оформления салона придется, вероятнее всего, выбирать по фотографиям. Но они не дают объективной художественной картинки (влияет все: качество снимка, ракурс, план), к тому же неизвестно, как это все будет смотреться в другом автомобиле. Приходится доверять профессионалам.

    Лучше, если заказчик высказывает специалистам лишь общие пожелания и старается вместо конкретных рекомендаций дать информацию о своих эстетических предпочтениях. Нормальный профессионал, даже обладая принципиально иным вкусом, постарается максимально понять клиента, прочувствовать его. И великолепно, если работа начинается с эскизов на бумаге, на которых заказчик ставит свою подпись. Подписал - значит, согласен. Остальное - дело техники и мастерства. И претензии можно будет подкрепить не только эмоционально, но и документально.

    "Скрытая" установка

    Напомним, что главным условием "стоковой" инсталляции является минимальное вмешательство в интерьер. Можно как угодно изменять то, что находится под декором, но на дизайне салона эти изменения отражаться не должны.

    Между тем для достижения хорошего звучания переделки, в том числе затрагивающие отделку салона, просто необходимы. Нужен компромисс, и именно здесь проявляется то, что называется профессионализмом установщиков.

    Любая автомобильная музыка начинается с головного устройства - источника сигнала. Это магнитола, MD- или CD-ресивер, а также, возможно, состыкованный с ним MD- или CD-чейнджер. С источником все понятно - его никто никуда не прячет, и под него во всех автомобилях отведена специальная ниша в приборной панели. А вот установка чейнджера уже требует определенного компромисса.

    Смонтировав его в багажнике, мы получим высокую степень скрытности (главное условие, вроде бы), но ей будет сопутствовать неудобство перезарядки "магазина". Особо ласковыми словами пользователь будет поминать установщика в проливной дождь, на морозе и в других подобных случаях, когда желание заменить диски в чейнджере будет бороться с отвращением к погодным условиям. А также - к доверху забитому поклажей багажнику.

    Альтернативой может служить установка чейнджера в пределах пространства салона - в перчаточном ящике, центральных подлокотниках или же под передними сиденьями. Таким образом обеспечивается одновременно и скрытность, и удобство. Горячие поклонники комфорта спрашивают: почему нельзя вмонтировать чейнджер непосредственно в приборную панель, близ магнитолы, особенно если там имеется свободное место? Ну, во-первых, со скрытностью в этом случае придется распрощаться (как и, возможно, с самим чейнджером, не имеющим "магнитольного" средства защиты в виде съемной панели), а, во-вторых, внешняя эстетика многозарядных чейнджеров, как правило, никак не сочетается с дизайном приборных панелей - такой аппарат будет смотреться раздражающим бельмом.

    Выходом из положения могут стать чейнджеры, специально сконструированные для открытой установки в панель и имеющие стандартный "магнитольный" размер 1 DIN. Но! Модели таких устройств можно перечислить по пальцам одной руки (Nacamichi, Blaupunkt, Eclipse, Alpine, Rockford Fosgate), стоят они черти-каких денег и отнюдь не все обладают съемными панелями. Хотя, конечно, это круто - чейнджер рядом с магнитолой.

    У профессионалов, работающих в установочном бизнесе много лет и имевших дело с десятками автомобилей, уже есть определенные, что называется, наработки по установке чейнджеров. Например, в культовом Mercedes G-Class идеальным считается место под водительским сиденьем (иные умудряются запихнуть туда даже корпусной сабвуфер!), "бардачок" Mercedes S-класса столь глубок, что и пару аппаратов вместит, а вот в больших американских внедорожниках типа Navigator или Tahoe просто напрашивается установка чейнджера в переднем подлокотнике, причем можно и поперек: места там - с запасом.

    Разобравшись с монтажом источников звука, самое время подумать об акустике. Практически во всех автомобилях имеются для этого штатные (конструктивно определенные) места. И практически всегда эти места напрочь не соответствуют требованиям настоящего car-audio. То есть какой-то звук динамики издавать будут, но о построении правильной звуковой сцены, тональном балансе, глубине стереообраза можно забыть.

    Однако мы помним, что имеются существенные ограничения по "вторжению" в интерьер, в частности - в накладные подиумы, а уж переделки дверей и передней панели вообще исключены. Значит, нужно доработать штатные места с максимальным тщанием. В дверях для этого применяют дополнительную шумоизоляцию (причем к этой стадии работы следует отнестись весьма серьезно и не экономить на материалах). Излучение задней части диффузора НЧ/СЧ динамика демпфируют резиновыми "подкладками" особого типа или слоем специального пористого материала. Кроме того, устраняют звуковые "утечки" со стороны излучающей поверхности (такие акустические замыкания ведут к фазовым искажениям), и, по возможности, ориентируют динамики на слушателей - во избежание образований стоячих волн (неоднократное переотражение звука). Еще не худо обработать места крепления громкоговорителей силиконовым герметиком или подложить под каждый из саморезов (болтов) одну-две резиновые прокладки. Полезно также более жестко закрепить декоративную сетку, привинтив ее дополнительным саморезом прямо к металлу двери.

    Макар Алтынов
    "Мотор"

    04 октября 2003
    новости