Сам себе режиссер

Что такое бортовые самописцы и для чего они используются в самолетах, знают, вероятно, все. Но есть, оказывается, и автомобильные «черные ящики», причем интерес к ним повысился именно сейчас, после недавнего ужесточения ответственности за нарушения Правил дорожного движения.

На какой сигнал светофора ты проехал? Выезжал ли на встречную полосу? Где обгонял? А может, тебя подрезали? От ответов подчас зависит судьба водительского удостоверения со всеми вытекающими последствиями, а потому показания свидетеля, которому суд может поверить, стоят дорого. Конкретно — от трех до пятнадцати тысяч рублей. Именно в этом диапазоне цен интернет-магазины предлагают автоматические видеорегистраторы. Мы испытали три таких устройства.



На самом деле, средств объективного контроля (к ним специалисты и относят бортовые самописцы) на нашем рынке значительно больше. Просто одни из них слишком специфичны, другие неинтересны из-за узкопрофессионального назначения и заоблачных цен, третьи сделаны на коленке, а четвертые — лишь клон устройства, лежащего рядом на витрине или на той же странице сайта.

Видеорегистратор AutoGlaz (он и его многочисленные копии продаются под разными названиями) сделан в Китае и внешне напоминает мобильный телефон. Компактный моноблок оснащен видеокамерой с лазерным целеуказателем, батарейным отсеком для трех элементов ААА, гнездом для подключения к прикуривателю, видеовыходом и подставкой для установки на переднюю панель автомобиля. Цена — 4500 рублей.

На первый взгляд, все просто. Но как только распаковываешь коробку, начинаются несуразности. Сектор обзора регистратора в горизонтальной плоскости задается положением кронштейна, который приклеивается на переднюю панель автомобиля. По логике следует подключить к видеовыходу монитор, «выставить картинку», очертить основание кронштейна карандашом — и потом клеить. Но китайский прибор позволяет воспроизводить только записанное изображение! Приходится прицеливаться вслепую, делать пробную запись, скачивать ее на компьютер, просматривать… Ошибся с углом — отрывай кронштейн и начинай сначала.

Дальше — больше. Сев за руль, водитель должен установить регистратор на кронштейн, по лазерному целеуказателю выставить угол в вертикальной плоскости, затянуть винт, включить питание, активировать режим записи… Шесть операций! Даже если вы не будете прятать регистратор от воров, то перед каждой поездкой все равно придется нажимать как минимум на две кнопки, а это, на наш взгляд, убивает саму идею «черного ящика». В общем, за эргономику мы ставим китайскому Автоглазу «неуд.».

В регистратор RF-Auto, который выпускает фирма АСВ Техникс из Обнинска (полностью укомплектованный прибор стоит около 7000 рублей), заложена иная идеология. Даже при беглом взгляде видно, что создавали его люди, разбирающиеся не только в записывающей аппаратуре, но и в технологии подглядывания. Внешне прибор RF-Auto выглядит как половинка CD-плеера, на «фасаде» которого располагаются органы управления, а на тыльной части — служебные электроразъемы и входы для подключения двух видеокамер. Самописец устанавливается под сиденьем или в перчаточном ящике, а камеры регулируются так, чтобы перекрыть передний и задний или передний и боковой секторы обзора. Примечательно, что их юстировку (ориентирование по плоскостям) можно производить в режиме реального времени, следя за «картинкой» на любом подходящем мониторе, включая и автомобильный телевизор.

Когда читаешь инструкцию к обнинскому прибору, испытываешь учащенное сердцебиение — вот он, настоящий «черный ящик», мечта Джеймса Бонда!

Обстановку вокруг автомобиля RF-Auto начинает отслеживать автоматически: по сигналам внешнего датчика (например, ударного извещателя охранной сигнализации), таймера (скажем, с 22.00 до 6.00) или детектора движения. То есть как только машина поехала или в кадре началась «движуха», тут же включается запись. Но и это не все. Выбрав зону кадра и запарковавшись в «пристрелянной» точке, вы превратите свою машину в видеошпиона, который точно зафиксирует, в котором часу вернулась с дискотеки ваша соседка, чьи собаки гадят на газон и кто из местных бомжей промышляет воровством дворников. В общем, тот, кто постоянно окружен врагами, оценит это устройство по достоинству. Хотя нам кажется, что у обнинских разработчиков горе от ума — реализовать весь потенциал регистратора RF-Auto сможет только параноик. Прибор стоит сделать проще и дружелюбнее, избавив, в частности, от замороченного меню настроек.

Третий участник нашего теста — видеорегистратор СВК-002, созданный специалистами московской фирмы СВК Лаб. Цены — от 9000 рублей. По конфигурации регистратор похож на изделие из Обнинска, но работает не с аналоговыми, а с веб-камерами. Электронный «мозг» устройства спрятан внутри небольшого пластикового корпуса. Устанавливаем его под переднюю панель, подключаем камеры, выставляем кадр и… напрочь забываем о существовании регистратора! Включил зажигание — пошла запись. Вытащил ключ из замка — стоп. Никаких кнопок и регулировок! Что может быть проще и удобнее? Такой алгоритм полностью исключает влияние человеческого фактора — и в этом его главное достоинство. Так что высшую оценку за эргономику мы ставим именно этому прибору.

Одним из требований, которые предъявляются к средствам объективного контроля, является вибро- и помехозащищенность, ведь условия работы «черного ящика» далеки от тепличных. Подтверждаем, что все три участника нашего теста этим требованиям соответствуют: в них отсутствуют движущиеся части, а запись производится на съемные флеш-носители. У китайского регистратора AutoGlaz и обнинского прибора RF-Auto это SD-карта, а у московского изделия — USB-накопитель. Запись на них ведется «по кругу», то есть новые кадры пишутся поверх самых старых, а емкость этого «кольца» определяется размером «флешки». Для сравнения: при гигабайтном объеме носителя длина «кольца» у Автоглаза составляет 7 часов, у российских изделий — 1 час.

Формат цифровой видеозаписи — притча во языцех. Требований к нему нет ни в одном «юридическом» документе. Но у специалистов Экспертно-криминалистического центра (ЭКЦ) МВД, к которым мы обратились за консультациями, есть свое мнение о «правильных» и «неправильных» форматах. Поскольку подлинность видеозаписи устанавливается главным образом по плавности изменения «картинки», то дать однозначное заключение о наличии или отсутствии признаков монтажа эксперт может лишь в том случае, если камера отсняла сюжет с частотой не менее 25—30 кадров в секунду. При меньшей скорости съемки видеофрагмент может быть признан непригодным к экспертизе и, как следствие, исключен из списка доказательств. Кроме того, криминалисты предпочитают работать с «исходниками» в виде цельного видеофайла, а не набора отдельных кадров, которые легко изменить или заменить другими.

Если опираться на мнение специалистов ЭКЦ, то на рынке средств объективного контроля для автомобилей надо поднимать китайский флаг: требованиям технарей МВД отвечает только регистратор AutoGlaz. Потому что он один в нашем тесте пишет «потоковое» видео формата AVI и сохраняет каждую запись в виде цельного файла. Устройство RF-Auto снимает минутные клипы оригинального формата с раскадровкой на файлы по 48 килобайт, а регистратор СВК-002 и вовсе «складывает» на флеш-носитель 64-килобайтные JPEG-картинки.

И все же мы готовы доказать (в том числе и уважаемым экспертам-криминалистам), что и «российский» формат видеозаписи отлично подходит для использования в автомобильных видеорегистраторах.

Дело в том, что при серьезной аварии велик риск потери питания видеокамеры: например, из-за короткого замыкания в бортовой сети автомобиля или разрушения самого регистратора. Да и прибывшие на место ДТП спасатели первым делом отключают у аварийной машины аккумулятор. Что в такой ситуации произойдет с видеороликом? Он исчезнет! Ради эксперимента можете включить режим видеозаписи на своем мобильном телефоне и, не прекращая запись, отсоединить батарею. В итоге в папке с файлами окажется пустышка, потому что при некорректном завершении записи «потоковое» видео не сохраняется. Но если запись ведется «нарезкой», как в российских приборах, то пропадает только самый последний кадр в секундной раскадровке. Уже этого, на наш взгляд, достаточно, чтобы отправить китайский регистратор в утиль.

Результаты наших испытаний приборов можно будет посмотреть в виде видеофрагментов на сайте Авторевю (www.autoreview.ru). Самая четкая картинка днем и самая светлая ночью — у регистратора СВК-002. На втором месте — регистратор фирмы АСВ Техникс. Китайский приборчик провалился во всех режимах освещения. Единственное применение такому прибору, которое мы видим, — это запись видеороликов при обучении экстремальному вождению автомобиля: чтобы снять и дорогу, и действия водителя, AutoGlaz можно прилепить с помощью двустороннего скотча на потолочный плафон освещения в салоне.

Изделие RF-Auto — для продвинутых пользователей и тех, кому нужно нечто большее, чем просто видеорегистратор. С помощью обнинской разработки можно, к примеру, построить вполне работоспособную охранную видеосистему.

Так что победителем этого теста мы признаем видеорегистратор СВК-002. Главный козырь — отличная эргономика, «прозрачность» управления и очень качественная «картинка». Чего не хватает этому устройству, так это подключаемого дисплея для предварительного просмотра отснятого материала.

Видеорегистратор AutoGlaz DV-001
RF-Auto
 СВК-002
Разрешение видеофрагмента 320х240 340х256 640х480
Разрешение матрицы, пиксел 300000 * *
Угол обзора камеры, град. 60 * *
Формат записи AVI RF** JPEG
Носитель SD/MMC XD/SD USB
Скорость записи, кадров/с 13.7 25 5
Питание бортовое/встроенное бортовое бортовое
Паспортные данные

Вовремя и к месту Решив отстаивать свою невиновность в суде, помните, что одна лишь видеозапись, пусть даже высочайшего качества, — это слабый аргумент: у записи должен быть юридический статус! И к рассмотрению она будет принята только при условии, что она подлинная, имеет непосредственное отношение к делу и получена законным путем.

Как это проверить? По документам! А именно: факт наличия видеоинформации и ее изъятия с места ДТП должен быть отражен в милицейском протоколе. Для судьи это означает, что изменить или переделать запись владелец регистратора не мог. По крайней мере после составления протокола. Если же видеодоказательство всплывает постфактум, то доверия к нему гораздо меньше. Так что куйте железо, пока горячо!

Неважно, что съемка сделана в «цифре», — Федеральный закон РФ «Об обязательном экземпляре документов» не предусматривает деления на «цифровые» и «аналоговые» доказательства. Вежливо, но настойчиво попросите оформляющего аварию инспектора вписать в протокол марку и модель регистратора, способ его установки и ориентацию камер. Тип носителя информации и его характерные приметы (к примеру: «Карта памяти типоразмера SD синего цвета с царапиной в виде буквы «v») тоже следует зафиксировать на бумаге. Важно, чтобы время на сделанной записи совпадало с реальным (поэтому следите за правильной установкой часов в приборе!) и уж совсем хорошо, если изъятие носителя произойдет в присутствии понятых — этим вы увеличите вес доказательной базы. Перед тем как отдать флеш-карту инспектору, ее лучше (в присутствии тех же понятых) запечатать в подходящий конверт.

А что делать, если сотрудник ДПС отказывается фиксировать факт наличия видеозаписи? Тогда напишите о регистраторе в своих объяснениях. И перед тем как подписать протокол об административном правонарушении, отразите в нем отказ инспектора и свое несогласие с этим.

И последнее. Во время судебного разбирательства надо быть готовым дать пояснения, касающиеся работы «черного ящика» и предоставить суду устройства (ноутбук с программным обеспечением, КПК или портативный видеоплеер) для воспроизведения записи.

Глеб Шамаев,

судебный эксперт:

«При расследовании обстоятельств ДТП и спорных ситуаций видеорегистратор может стать единственным объективным источником информации. Важно, чтобы такие приборы работали по принципу авиационного «черного ящика», то есть включались автоматически, без участия водителя»

Борис Гороход,

директор-координатор группы юридического содействия «Дельта»:

«Заявлять о наличии в вашем автомобиле регистрирующей видеоаппаратуры необходимо на месте ДТП. В противном случае даже самую красноречивую и качественную запись будет крайне тяжело привязать к конкретным событиям»

Кодекс об административных правонарушениях РФ

Ст. 26.7. Документы

Документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении.

Документы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и в иной форме. К документам могут быть отнесены материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи, информационных баз и банков данных и иные носители информации.

Гражданский процессуальный кодекс РФ

Ст. 55. Доказательства

Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

17 июля 2008
источник: AutoReview
Фотогалерея
При подключении к электронному спидометру видеорегистратор RF-Auto превращается в «инструментальный» самописец, фиксирующий скорость автомобиля. А встроенный двухканальный детектор движения позволяет держать «круговую оборону» не только в движении, но и на ночных стоянках. Программное обеспечение дает возможность считывать, сохранять и просматривать записи, а также конвертировать их в графические форматы BMP и AVI.
Второй «глаз» китайского Автоглаза — лазерный целеуказатель, с помощью которого прибор проще выставить в вертикальной плоскости. Юстировка «по азимуту» осуществляется положением кронштейна, который клеится на двусторонний скотч. Клеится плохо и ненадежно, потому что основание кронштейна не плоское, а решетчатое. Запись производится на SD-карту в формате AVI, однако при обрыве цепи питания файл не сохраняется
Автоглаз
Веб-камера Logitech Quickcam Pro for Notebooks с оптикой Carl Zeiss оснащена системой автофокусировки и хорошо видит не только днем, но и ночью
Для хранения информации в видеорегистраторе СВК-002 применяется USB-накопитель. Запись производится в виде файлов формата JPEG: при формате кадра 640х480 пикселов каждая картинка «весит» 64 килобайта — на гигабайтной «флешке» помещается чуть больше 15000 таких кадров. Программа просмотра дает возможность искать событие по времени и разворачивать изображение на 90, 180 или 270 градусов — это удобно, если веб-камера установлена под углом. Запись включается автоматически при подаче питания. Существуют модификации регистратора СВК, оснащенные GPS-приемником, фиксирующим скорость и координаты
новости