Классификация автомобильных масел ГОСТ 17479.1-85

Моторные масла производимые в странах СНГ обозначаются по стандарту ГОСТ 17479.1-85 "Обозначение нефтепродуктов. Масла моторные".


Первая буква "М" означает, что масло является моторным. Основные показатели для классификации масел по ГОСТ 17479.1-85 - тип двигателя, эксплуатационные условия, форсирование двигателя, по которым масла разделяются на эксплуатационные группы, обозначаемые заглавными буквами:


А - для нефорсированных двигателей;
Б - для малофорсированных двигателей;
В - для среднефорсированных двигателей;
Г - для сильнофорсированных двигателей;
Д - для сильнофорсированных дизельных двигателей, работающих в тяжелых условиях;
Е - для тихоходных дизельных двигателей, работающих на топливе с высоким содержанием серы (до 3,5%); масла этой группы на тракторах и автомобилях не применяются.


Вторым показателем является тип двигателя, который обозначается индексом, следующим обозначение группы: для бензинового двигателя - 1 (например, Г1), для дизельного - 2 (например, Г2); когда масло подходит и для бензинового, и для дизельного двигателя индекс опускается (например, Г).


Для тяжелых условий работы нужны особые свойства масла. В частности, свойства масла улучшаются при введении присадок, поэтому содержание присадок в масле может служить некоторым показателем его качества и назначения.


Группы масла и содержание присадок

Группа масла Содержание присадок (%)
A 3,5
Б 5,5-6
В 7-10
Г 7-12,5
Д 15-22


Автомобильные и тракторные дизельные двигатели по условиям работы масла разделяются на три группы:


  • двигатели первой группы работают в легких условиях, для них рекомендуется применять масла группы В;
  • двигатели второй группы - режим работы средней тяжести, рекомендуется применять масла группы Г;
  • двигатели третьей группы - режим работы тяжелый, рекомендуется применять масла группы Д.


    Бензиновые (карбюраторные) автомобильные двигатели разделяются на две группы:


  • двигатели с режимом работы средней тяжести, для них применяются масла группы Б;
  • двигатели с тяжелым режимом работы, для них применяются масла группы Г.


    В маркировке масел по ГОСТ 17479.1-85 после буквы назначения масла ( М - моторное), следует цифровой символ класса вязкости, численное значение которого равно вязкости масла (в мм?/с или в сантистоксах (сСт) при температуре 100°С) - 6, 8, 10 и т.д., или 3з)/8, 4з/6 и т.д. Буквенный индекс "з" указывает, что в масло введены загустители, увеличивающие индекс вязкости масла (уменьшающие зависимость вязкости масла от температуры), т.е. масло может применяться как всесезонное. Далее следует буква (А, Б, В и т.д.), обозначающая степень форсирования двигателя, с индексом (1 или 2), указывающим тип двигателя (1 - бензиновый, 2 - дизельный).


    Примеры полного обозначения масел стран СНГ:


  • масло М-10Г2 - моторное (М) сезонное масло с вязкостью (при температуре 100°С) 10 сСт (10), предназначенное для сильнофорсированных (Г) дизельных (2) двигателей;
  • масло М-6з/10В - моторное (М), всесезонное (6з/10), вязкость которого повышена (при температуре 100°С) с 6 сСт (6) введением загустителей (з) до 10 сСт (10), предназначенное для среднефорсированных (В) бензиновых и дизельных двигателей (без индекса);
  • масло М-8-В2Г2 - моторное (М), вязкость которого (при температуре 100°C) 8сСт (8), предназначенное для среднефорсированных (В) дизельных (2) и сильнофорсированных (Г) бензиновых (1) двигателей.


    После такого обозначения марки масла в скобках могут быть дополнительные индексы, характеризующие специальные свойства, состав или назначение масла. Например, в обозначении марки масла М-8Г2(к), буква "к" означает, что масло предназначено для сильнофорсированных дизельных двигателей автомобилей КамАЗ и тракторов К-701, в обозначении марки М-10Г1(и), буква "и" означает, что в масло введены импортные присадки; в обозначении марки М-8В2(т), буква "т" означает, что масло пригодно и для трансмиссии; в обозначении марки М-10Д(м), буква "м" обозначает, что масло малозольное. Масла М-8Д(м) и М-10Д(м) оптимизированы для применения в двигателях с турбонаддувом.

  • 03 октября 2003
    источник: auto.rin.ru
    новости