Рост с перспективой бесконечности…

Многие автомобилисты уже почти смирились с тем фактом, что с каждым днем цифры на табло бензоколонок становятся все выше и выше. Проблема удорожания топлива в России настолько остра, что систематически дискутируется в высших эшелонах власти и выносится на публичное обсуждение. Слишком дорога цена вопроса. От нее зависят не только судьбы частных автомобилистов. Экономическая ситуация в стране также в прямой зависимости от скорости такого ценового роста. Такие показатели как инфляция, удорожание стоимости продуктовой корзины и прочих товаров и услуг – в себестоимость всего этого и многого другого закладывается стоимость топлива. И неудивительно, что одновременно с бензиновыми ценами растут цены на все остальные товары и услуги.

Fuck Fuel Economy

В среднем рост стоимости автомобильного топлива составляет около 1,5% в месяц. По крайней мере, об этом говорит статистика. По данным Росстата, только за одну неделю апреля с 7 по 13 число бензин подорожал в среднем по стране на 1,5%. При этом удорожание коснулось всех видов автомобильного топлива: и низкооктанового, и АИ-95, и дизельного.

Между тем аналитики топливного рынка сохраняют относительное спокойствие и уверяют, что данная ситуация вполне логична, хотя отмечают, что некоторое беспокойство вызывает факт прогрессирующего роста цен, ведь еще в марте недельный рост стоимости составлял всего 0,8 процентов. Впрочем, даже это не должно приводить к панике. Но простые граждане не хотят размышлять над сухими цифрами статистики. Они требуют разумного объяснения, а также ответов на вопросы: как долго будут расти цены? Каков максимальный предел подобного роста? Ожидается ли бензиновый дефицит? Какова максимально допустимая цена российского бензина? И, наконец, почему государство, имеющее мощные рычаги давления на нефтяников, не вмешается в процесс бензинового ценообразования?

Как видим, вопросов накопилось достаточно. Если не ответить на них вовремя и грамотно, не пользуясь непонятными биржевыми и политическими терминами, то можно получить ситуацию, поразительно схожую с тем, что было в конце восьмидесятых – начале девяностых годов, когда народ массово скупал бензин и хранил его везде, где это было только возможно: в гаражах, на балконах и просто в прихожей. А очереди на бензоколонках станут таким же привычным явлением, как утренние московские пробки.

Прежде, чем власти сформулируют «грамотные» ответы, попробуем сами понять истоки кризиса и его влияние на текущую ситуацию, а потом решить, как выбираться из сложившегося положения, если будет выход, конечно.

Вернемся в недалекое прошлое. Осенью 2007 года правительство страны приняло решение о заморозке бензиновых цен. Нефтяники скрепя сердце поддержали данные меры и до нового года как розничные, так и оптовые цены оставались практически неизменными. Однако данная ситуация не вполне нормальна для рынка – когда объективные причины толкают цены на рост, а цифры не меняются, это может привести к системному кризису всей отрасли. А причины известны всем: мировая ситуация на рынке нефти, когда баррель, преодолев 100-долларовую отметку, берет все новые высоты, а также сугубо техническая проблема российской «нефтянки», не успевающей за спросом на автомобильное топливо. Число автомобилей на российских дорогах с каждым годом увеличивается, а количество выдаваемого нефтеперерабатывающими заводами топлива меняться не хочет. Впрочем, сами нефтяники упорно отрицают факт нехватки топлива. Более того, даже игнорируя существенную прибыль на мировых рынках, они переориентировались на преимущественное удовлетворение нужд внутреннего потребителя, снижая уровень экспорта. Однако, как мы смогли убедиться, ни шаги по насыщению внутреннего спроса, ни искусственный нефтяной картель не выдержал давления рынка, и уже с началом весны цены на топливо быстро пошли по возрастающей. Аналитики стали выдвигать свои версии дальнейшего развития событий. Что же нас ждет?

Во-первых, бензин будет дорожать и далее. Этот процесс находится в прямой зависимости от мировых тенденций, плюс ко всему нас ждет посевная и это повысит спрос на нефтепродукты.

Во-вторых, даже при снижении мировых цен на топливо мы не можем рассчитывать на снижение стоимости бензина внутри страны, поскольку нефтяники просто увеличат объем экспорта, а это может привести к уменьшению насыщения внутреннего рынка.

Чего не следует бояться российскому потребителю, так это резкого скачка цен на топливо. Все аналитики сходятся во мнении, что если не произойдет революционных ситуаций на российском финансовом рынке, то рост цен на бензин будет умеренным и сможет вписаться в рамки инфляции. Точнее сказать, именно показатель роста цены бензина будет определять показатель инфляции по стране. Что же касается конкретных цифр, то специалисты рынка сходятся во мнении, что к концу года стоимость марки бензина АИ-95 достигнет 30 рублей за литр. И это не предел… Похоже, что да. Уже в середине апреля во Владивостоке стоимость литра бензина АИ-92 составляла 27 рублей. Вмешается ли правительство опять в ситуацию? Возможно, это не самый лучший вариант решения вопроса. Все же рыночная ситуация диктует такой рост, а властям в данном положении лучше принять регулятивные меры. Например, помочь в решении топливного вопроса сельхоз регионам, и тогда, возможно, несколько уравновесится общая ситуация, и рынок сможет преодолеть системный кризис.
30 апреля 2008
автор: Сергей Василенков
источник: CarClub.ru
Фотогалерея
новости