ГАИ лишат монопольного права на выдачу техосмотра

Законодатели решили лишить ГАИ монопольного права на выдачу техосмотра. Конкурентами коррупционной системе гаишников могут стать автосервисы, которым разрешат выдавать техосмотр по коммерческим расценкам. Гаишники обвиняют сервисменов в заговоре и предупреждают, что ТО подорожает в десять раз.

Во вторник в Госдуме на заседании комиссии по техническому регулированию обсуждался проект регламента «Об эксплуатационной безопасности колесных транспортных средств», устанавливающего новые правила проведения техосмотра. Регламент должен быть принят в рамках административной реформы и призван заменить существующие документы, регулирующие правила ТО. Сейчас техосмотр проводится по 36 документам, основные из которых – ГОСТы и Правила дорожного движения. Согласно проекту регламента, проводить и выдавать техосмотр смогут не только гаишники, но и коммерческие автосервисы. Таким образом авторы хотят повысить безопасность на дорогах и снизить число аварий из-за неисправности машин на 70%.

При этом разработчики не скрывают, что проект финансируется не из бюджета, а за счет «заинтересованных бизнес-единиц».

Сейчас государственный технический осмотр проводится в ГАИ. Специально обученный механик проверяет состояние машины. Функции инспектора ГАИ – убедиться в подлинности номеров двигателя и кузова, выдать талон ТО. «По идее, техосмотр автомобиля проводится, чтобы проверить его исправность, то есть безопасность для водителя и окружающих. А у нас он превратился в формальность, – сказала «Газете.Ru» один из разработчиков регламента Ольга Сысоева. – Никто не несет ответственности, если машина попадает в аварию, например, из-за неисправной тормозной системы». При новых условиях техосмотра у автомобилистов появится возможность за дополнительную плату получить дополнительные гарантии безопасности, уверяют разработчики.

Согласно проекту, техосмотр можно будет проходить двумя способами: по принятой сейчас схеме – через пункты ГТО при ГАИ и по новой – в сервисном центре, имеющем сертификат на проведение ТО.

«Автосервис в этом случае обязан будет проводить диагностику машины после каждого ремонта и ТО. За счет автовладельца, конечно. Но тогда сервис будет нести ответственность, если машина попадет в аварию из-за технических неисправностей. Вот вам и дополнительные гарантии безопасности», – объяснила Сысоева.

Выдавать сертификацию на проведение техосмотра автосервисам и контролировать их работу будет некое общероссийское профессиональное объединение, созданное из наиболее активных сервисменов. Это тоже прописано в проекте.

Зато, как ни странно, в нем отсутствуют технические требования к автомобилям. Об этом на заседании комиссии сказал депутат Госдумы Сапожников. «Регламент написан очень размытыми формулировками и требует серьезной доработки», – заявил депутат и процитировал требования к тормозной системе, записанные в проекте:

"Тормоза должны легко приводиться в действие находящимся за рулем водителем. Рабочая тормозная система при включении должна замедлять движение автотранспортного средства и останавливать его надежно, быстро и эффективно независимо от его условий загрузки".

Такие формулировки в регламенте просто неприемлемы.

Сапожникова тут же прервал председатель комиссии Юрий Волков. Он объяснил, что комиссия не собирается вдаваться в подробности текста регламента, а рассматривает его просто по форме. А формально, по мнению Волкова, с регламентом все в порядке. «Мы отдадим проект в соответствующий комитет, который будет его внимательно изучать», – сказал депутат.
В передаче права на проведение ТО автосервисам множество сложностей, которые в регламенте также не упоминаются. Московские власти несколько лет назад провели подобный эксперимент. Оказалось, что из нескольких сотен автосервисов столицы диагностировать состояние автомобиля в состоянии всего десяток. У остальных не оказалось необходимого оборудования. Но и хорошо оснащенные мастерские вскоре вышли из эксперимента, поскольку работать по государственным тарифам им было невыгодно.

В случае принятия регламента, скорее всего, следующим шагом «заинтересованных бизнес-единиц» станет продвижение повышения тарифов.

По мнению независимого эксперта в области диагностики и техобслуживания автотранспорта, пожелавшего не называть своего имени, проект регламента написан исключительно в интересах крупных структур автосервиса. «Общая безграмотность проекта лишь иллюстрация к тому, какой закон может быть принят с подачи коммерсантов. Я очень надеюсь, что технические комиссии в Госдуме, несмотря на все усилия лоббистов, не пропустят регламент в этом состоянии. Иначе у нас начнется страшный бардак, – уверяет специалист. – Доработать техническую сторону проекта будет гораздо проще, чем отстоять появление нового монополиста в сфере проведения техосмотра».

Разработчики подтверждают слова эксперта, открыто говоря, что хотели бы единоличного права на проведение техосмотра: «Мы не можем прямо написать, что ГАИ лишается права проводить ТО, потому что гаишники тогда завернут наш проект. Вот мы и оставили довольно пространные формулировки, позволяющие выдавать талоны и ГАИ, и сервисам».

Сами гаишники, естественно, делиться прибылью с автосервисами не хотят и уже подготовили отрицательное заключение на проект регламента.

«Мы сейчас прекрасно справляемся с проведением техосмотров, – считает начальник организационно-аналитического отдела ГАИ России Виктор Кирсанов. – У нас проблемы только в Москве, и то потому, что Лужков строит продуктовые рынки вместо новых пунктов ГТО. Мы уже подсчитали, что, если регламент примут, техосмотр подорожает в десять раз. А безопасность не повысится совсем».

Кто поставит подписи под проектом, то есть станет субъектом законодательной инициативы, пока неизвестно. «Либо группа депутатов, либо несколько сенаторов», – сказали в пресс-службе комиссии по техрегулированию.

Проект регламента будет внесен в Госдуму в ближайшие дни. После чего его ждет долгая цепочка согласований. Уже сейчас известно, что ответственным комитетом будет назначен комитет по энергетике, транспорту и связи. Независимые эксперты и гаишники обещают сделать все возможное, чтобы закон не прошел. А разработчики – все, чтобы был принят как можно скорее.


26 мая 2006
автор: Мария Цыбульская
источник: gazeta.ru
новости