2008 год стал шоком для автомобильной России

2008 год оказался чуть менее богатым на события, чем год 2007-й, который можно считать “золотым рубежом” новейшей российской автоистории. Большую часть 2008 года российский авторынок развивался относительно спокойно и по итогам должен был стать гарантом стабильности для автопроизводителей. Однако грянул кризис: недавний запуск новых автозаводов теперь сопровождается массовым разорением крупнейших автодилеров. Несмотря на крайне нервную обстановку осенью, в течение года произошло несколько событий, которые позволяют думать, что не все у нас пока так плохо, как в Европе и Америке. Как минимум отечественные автопроизводители получили мощную государственную поддержку и хорошо просматривающуюся перспективу.

2008

Главным событием 2008 года стала продажа в марте 25-процентного пакета акций АвтоВАЗа концерну Renault-Nissan. Скептики давно ожидали, что стагнирующее тольяттинское предприятие окажется в руках каких-нибудь предприимчивых иностранцев, и вот – свершилось. Представители франко-японского концерна официально вошли в совет директоров АвтоВАЗа, где раньше существовали кресла только для “своих”. В рамках партнерства планируется развивать марку Lada и собирать при этом импортные моторы и коробки передач. Всего к 2014 году объем производства должен составить до 1,5 млн автомобилей.

Впрочем, не успели французы провести ревизию на Renault Logan), но этого продукта как не было, так и нет, что не может не огорчать болельщиков российского автопрома. По новой информации, проект по созданию “бюджетного автомобиля” отложен до 2010 года.

Эпохальным можно назвать выпуск нового продукта от другого российского автогиганта – Chrysler, стартовал только в уходящем году. Машина, хоть и построена на американской платформе, считается фактически русской – кузова автомобилей свариваются и красятся в России.

Среди других достижений отечественных автопроизводителей можно отметить успешный ребрендинг “Северсталь-авто” в прогрессивную и развивающуюся компанию Sollers. “Сдался” наконец иностранному инвестору и последний из могикан, Daimler AG. Сотрудничество с немцами должно обезопасить одно из наиболее успешных российских автопредприятий от последствий финансового кризиса.

Отметим, что в это время правительство РФ и лично президент Д. Медведев пообещали всем российским автозаводам (ВАЗ, ГАЗ, ТагАЗ, КамАЗ) государственную поддержку в виде льготных кредитов, в частности субсидированных кредитных ставок и др. Предпринимается и ряд других антикризисных мер, которые должны облегчить жизнь российским автомобилестроителям: как отечественным, так и иностранным, работающим на территории РФ.

Закладка новых автозаводов продолжила тенденцию прошлого года. В этом году к рядам “отличников” присоединились компании Suzuki, старт этих заводов может быть отложен – сегодня тяжело избежать проблем со свободными финансовыми средствами, логистикой да и собственно с продажами будущей продукции.

Многие автопроизводители уже предпочли отказаться от расширения производственных мощностей, запланированного на 2009-2010 гг. Так, например, запуск сборки Great Wall в промзоне “Алабуга”. Окончательное закрытие “китайской темы” было осуществлено опять же в целях поддержки отечественных автопроизводителей.

Резкое сокращение объемов продаж в 2008 году оказалось фактически непредсказуемым, однако рост авторынка в 30% мы все-таки в 2008 году обеспечили, что, в принципе, ненамного отличается от прошлогоднего прогноза по росту в среднем в 40%. Следующий год может закончиться гораздо более плачевными итогами. Большинство аналитиков опасается строить прогнозы на следующий год, однако, по разным оценкам, грядет падение рынка в среднем на 30-45%. Таким образом, если к концу этого года будет продано около 2,7 млн автомобилей, то в следующем году рынок может сократиться до 1,75 миллиона проданных автомобилей.

Порадовало, что, несмотря на упадок, связанный с финансовым кризисом, автомобильные вопросы приобретают сейчас значение, которого раньше никогда не имели. Руководство страны, защищающее интересы иностранных инвесторов, регулярно посещает автозаводы и участвует в обсуждении насущных проблем, выделяет из бюджета деньги и предпринимает активные действия по спасению отечественного автопрома. О том, насколько эти действия действительно эффективны, можно судить по народной реакции на введение новых таможенных пошлин на ввоз подержанных иномарок. Столь серьезных митингов и проблем национально-социального характера в российском автопроме отродясь не было – потому что не было самой проблемы.

29 декабря 2008
автор: Елена Костякова
источник: Autonews.ru
Фотогалерея
АвтоВАЗ продали иностранцам
Volga Siber
Северсталь-авто превратился в Sollers
Сборка Ford Mondeo в России откладывается
новости