«Оки» больше нет

На днях Серпуховский автомобильный завод («СеАЗ») заявил о своем намерении завершить уже, возможно, в 2009 г. выпуск модели «Ока». Вместо известной российской малолитражки на заводской конвейер взойдут модели китайских автомобилей. Похоже, история «Оки» подошла к своему завершению, ведь «СеАЗ» был последним предприятием, на чьих мощностях реализовывалась сборка этой модели. Впрочем, «Ока» потеряла свою маркетинговую привлекательность уже в прошлом году, производство автомобиля перестало окупаться – ведь для того, чтобы сборка российской малолитражки была рентабельна, заводу необходимо было выпускать в год не менее 20 тысяч таких автомобилей. Ушедший год такой выработки не дал, было произведено только 13 тысяч единиц, и проект производства модели «Ока» на «СеАЗе» закрыли, а до этого сборка автомобиля была прекращена и на «АвтоВАЗе», и на Заводе малолитражных авто.

А как все начиналось
Рождение этого российского малолитражного авто приходится на начало 80-х годов. Тогда советский автопроизводитель озаботился созданием модели, которая могла бы по всем статьям стать преемницей всенародного «Запорожца». После первых неудачных опытов создания «Оки» только в середине 80-х, в 1985 г, были собраны первые опытные образцы машины, а в 1989 г. стартовала его серийная сборка, которой занимались три завода (кроме предприятия в Серпухове сборку осуществлял тольяттинский завод, а также автомобильный завод в Набережных Челнах). «Ока» создавалась без претензии на высокую эстетику, оснащалась 0,7-литровым 33-сильным двигателем, который потреблял в городском цикле 6,0 л и чудным образом разгонял до 115 км/ч. В салоне автомобиля по минимуму комфорта и удобства, громкое звучание двигателя и не самые приятные ощущения от подвески. Хотя нельзя не отметить, что подвеска «Оки» делала из этого авто прямо-таки компактного «проходимца», который, имея достаточно большой для своего класса дорожный просвет, умело и эффективно мог пробраться по сельской неровной дороге. Не в распутицу, безусловно.

Ока Ока


Зато стоимость «Оки» была вполне себе народной: с покупкой такого авто можно было «уложиться» в 100 000 рублей. За такую стоимость был шанс получить в распоряжение компактное средство передвижения, так и хочется сказать «табуретка на колесах», на котором вполне бодро можно было ездить на дачу и дешево ремонтировать. В целом: едет – хорошо, а сломается – не жалко. Однако последнее время приобретение этого ранее дешевого автомобиля перестало быть хоть сколько-то выгодной. Когда в России вступили в действие нормы топлива Евро-3, «Оку» стали оснащать двигателями китайского производства. Долго ждать не пришлось: цена на автомобиль поднялась до 152 000 рублей, а это уже была ценовая категория  Lada 2105 . Согласитесь, если и приходится выбирать между этими моделями, то преимуществ, наверняка, больше у более вместительно седана.

Ока Ока


И вот теперь, когда отечественная малолитражка покидает производственный конвейер – кстати, и планы по выпуску рестайлинговой модели «Ока-City» были признаны нерентабельными – можно только теоретизировать на тему, что придет на смену российскому компакт-кару.

Ока Ока


А придет наверняка модель сомнительного качества, с низким уровнем безопасности, стоимость которой будет неоправданно завышена, даже несмотря на ее так называемую «социальную направленность». Чем еще может стать это авто, если оно китайского происхождения и, к тому же, российской сборки? Однако, имея вокруг себя более благоприятную рыночную конъюнктуру, с условием того, что цена на ввозные иностранные малолитражки выросла, китайско-российская «ока» будет позиционироваться как единственная альтернатива доступного компактного автомобиля.

Ока Ока


Досада берет. Ведь «Ока» за свои деньги была вполне перспективной моделью, но только вот перспективы наш автопром развивать не умеет. Если обратиться к зарубежному опыту, то на ум приходит судьба модели  Fiat  500, которая имеет такую же социальную ориентацию, является недорогим автомобилем, достаточно функциональным и безопасным для своей ценовой категории. Только вот разница между итальянцами и нашими в том, что первым выгоднее развивать и оптимизировать уже ставшую известной модель автомобиля, а вторые находят оправданным вообще прекратить существование марки как таковой, а взамен предложить аналог весьма и весьма сомнительного качества. Зато маркетологи «АвтоВАЗа» нашли целесообразным выделить, читай потратить и «отмыть», энное количество денег на якобы разработку рестайлинговой версии и только после этого проанализировать и прийти к выводу, что проект не будет окупаться. Ничего не скажешь: продуманный и рациональный маркетинг!

Ока Ока


«Подтягивая» к сборке будущей российской малолитражки китайские псевдотехнологии, «вазовцы» попросту расписываются в своей несостоятельности. Как такое возможно, что отечественный автопром, который уж точно старше китайского, не располагает возможностью начать сборку автомобиля с использованием родных автокомпонентов? Неужели наши конструкторы до сих пор не научились создавать двигатели или неужели китайские двигатели лучше российских? Хотя, что тут сказать, из двух зол обычно выбирают меньшее, но уж точно не китайское. 

В который раз более или менее прозорливый автовладелец убеждается в том, что российский автопроизводитель не заботится о потребностях своих соотечественников. Ведь социальное авто России необходимо, тут не поспоришь, уж слишком у нас много тех людей, которым покупка машины среднего класса недоступна. Наверняка зная о существовании такой потребности, отечественный автопроизводитель принимает вполне «заботливое» решение наполнить рынок китайско-российским автохламом. И самое печальное, что такому проекту будет обеспечена реализация. Это так, стоит вспомнить о том, как настойчиво, «твердой рукой» наше правительство поддерживает отечественного автопроизводителя, как лоббирует его интересы. После всего того, что уже было сделано в поддержку российского автопрома, обеспечить «жирный» госзаказ на такие малолитражки – пустяк. 

Ничего, кроме печали, а также досады, но уж никак не уважения, деятельность российских автопромышленников не вызывает. Хотя относительно планов по производству китайского компакта нельзя им отказать в большой доли прозорливости и расчетливости: привлечь по «откату» китайских партнеров, сделать автомобиль, срок эксплуатации которого будет гарантировано небольшой, а ремонт станет обходиться уж куда дороже, чем починка «почившей» «Оки», но главное – продавать такое авто с претензией на иностранную модель: отличный ход хозяйственника, который озадачен лишь ростом своей прибыли и которого по большому счету не заботит его статус и авторитет, а также потребности покупателя.

27 января 2009
автор: Сергей Василенков
источник: Carclub.ru