Продажа автомобилей, автосалоны, фото авто: Авторынок.ру

Масляные фильтры ВАЗ. Цирроз печени

ЭКСПЕРТИЗА

Возможно, для немецкого бюргера мотор его автомобиля – просто железяка, журчащая под капотом. Но для большинства российских автовладельцев, особенно старшего поколения, это – живой организм.

Ведь у двигателя есть свои мозги – контроллер, своя нервная система – электрика, сердце – цилиндры, кровь – моторное масло. Нет только органов размножения, а жаль… Но зато есть у двигателя и своя печень, то есть орган, служащий для очистки организма: своеобразная свалка, помойка! Это – масляный фильтр. И его, к счастью, можно и нужно менять при каждой замене масла – двигателю «цирроз печени» ни к чему!

Выбор огромен: импортные и наши, маленькие и большие, дорогие и дешевые… Для своей новой экспертизы «восьмерочно-десяточных» фильтров ВАЗ мы легко купили в московских магазинах 24 вида этих изделий – по две штуки каждого типа. Испытания проводили на кафедре ДВС Санкт-Петербургского Государственного политехнического университета.

Тему «начальника очистки» мы поднимали уже не раз – замеряли площадь фильтрующей поверхности, оценивали номинальную тонкость отсева… Но если все предыдущие экспертизы строились на базе гостовской процедуры проверки, то теперь пришла пора сравнить, как работают фильтры в реальных условиях, то есть непосредственно на двигателе в качестве элемента системы смазки. За такое мы еще никогда не брались!

БЕЗ БУМАЖКИ ТЫ…

Что же мы проверяли и как?

Для начала удовлетворяем любопытство: а что там внутри? Мы же не случайно брали по два фильтра…Для этого аккуратненько, на токарном станке, отрежем донышко, вытащим «потроха» и полюбуемся на них. Что ж, корпус – одна штука, клапаны – две штуки (перепускной и обратный), фильтрующий элемент – тоже один. Есть, правда, «Суперфильтр Колан», где их даже два, но это – экзотика.

Конструкций фильтрующего элемента сравнительно немного – обычно это кассета, заполненная гофрированной фильтровальной бумагой. Площадь фильтрации очень важна, поскольку в значительной степени определяет ресурс фильтра. Интересно, что эта площадь от фильтра к фильтру меняется более чем в два с половиной раза. К примеру, у «Чемпиона» она больше 1300 см2, тогда как у «Цитрона» лишь слегка переваливает за 500 см2. Количество гофр меняется от 54 до 85 – даже у фильтров близких размеров. У одних шаг гофрирования равномерный, у других – где-то пусто, а где-то так густо, что и зазора между гофрами не обнаружишь. Казалось бы – ну и ладно, площадь-то не меняется? Ха-ха: попробуйте продуть одиночный лист бумаги, а потом – ее стопку. С чего это масло пойдет по пути наибольшего сопротивления, где гофры попросту сложились? Вот и получается, что реальная, активная площадь фильтрации зависит от качества и равномерности гофрирования. И это многое говорит о технологии производства. Само собой, что в итоговой оценке мы обязательно учтем и качество структуры бумаги.

От бумаги – к клапанам: перепускному и обратному. Задача первого – отследить момент критического загрязнения фильтра и не дать двигателю возможности умереть от масляной засухи: лучше грязное масло, чем никакого. Работает он по элементарному принципу: когда фильтр загрязняется, давление перед ним увеличивается, а за ним – падает. Клапан приоткрывается, и часть масла проходит неочищенным, но давление за фильтром, то есть в масляной системе, увеличивается.

И вот тут – вопрос: а каким должно быть усилие открытия перепускного клапана? Есть фильтры – например, Tsitron Raider, где в качестве отличительного свойства заявляется увеличенное усилие открытия. Дескать, при пиковых давлениях на холодном пуске клапан не пускает грязное масло в двигатель. А хорошо ли это – как же без масла? С другой стороны, и малым это усилие быть не должно – иначе грязное масло сразу ринется в двигатель. Так что же правильно? Официального ответа на это нет, поэтому за норму мы приняли среднее по всей выборке значение.

С обратным клапаном все проще. Его задача – удержать масло в фильтре при стоянке двигателя. Чем меньше масла в корпусе, тем дольше не гаснет лампочка давления масла при пуске – нехорошо! Качество его работы мы оценивали по потере масла за фиксированное время, начиная с одинакового состояния двигателя. То есть мотор остановили, а через 30 минут померили – а сколько масла в фильтре осталось?

А теперь – самое интересное. В стандартных тестах фильтрующую способность оценивают на специальных установках, а масло загрязняют специальной пылью. Но ведь в двигателе-то все не так! Во-первых, пыль должен фильтровать воздушный фильтр, а масляный в основном работает по продуктам износа, то есть по металлам. Во-вторых, реальный фильтр работает в условиях существенно переменных давлений и температур масла. И это, очевидно, должно влиять на качество очистки масла. А нам больше всего надо знать, как на одном и том же моторе, одном и том же масле будут вести себя различные фильтры – и как это скажется на самом двигателе? Чувствуете разницу?

Испытания проводили на двигателе ВАЗ-21083, установленном на нагрузочном устройстве, позволяющем работать на любых режимах – от холостого хода до «номинала». Само собой, программа «моторной накрутки» была для всех фильтров идентична. Масло – тоже из «одной бочки», причем даже не иносказательно. А в качестве тех самых продуктов износа мы использовали строго дозированное количество алюминиевой пудры – аналог реальных продуктов износа, применяя каждый раз апробированную заранее процедуру промывки двигателя. Принципиальным является и то, что качество фильтрации мы проверяли при реальных условиях работы двигателя! От температуры зависят и вязкость масла, и его прокачиваемость через пористую структуру бумаги! А качество фильтрации оценивали при спектральном анализе проб загрязненного масла…

Кстати, а как влияют различные фильтры на давление масла в системе смазывания двигателя? Насколько нам известно, этой информации вообще еще никто не получал! Вместо датчика давления масла мы врезали точный лабораторный манометр, а в поддон поставили термопару, чтобы делать замеры при строго одинаковой температуре масла. Забегая вперед, отметим, что в зависимости от фильтра разница в давлении, например, на режиме 4000 об/мин составила между лучшим и худшим образцом аж 0,7 атм, то есть 25%! Такая картина сохранилась и на других режимах. При этом выясняется, что лучших по этому параметру фильтров (Sintech, AC Delco) масляная система как бы не замечает, хотя качество фильтрации сохраняется вполне нормальным, а вот худшие, типа «Олефант», подобны тромбу! А это чревато «гипертонией» для всего двигателя.

В общем, милости просим в итоговую таблицу. Весовые коэффициенты мы выбирали исходя из важности параметра: первым делом – умение чистить, последним – внешний вид и работа клапанов. Изучайте, пожалуйста!

НЕ ВСЕ ФИЛЬТРЫ ОДИНАКОВО ПОЛЕЗНЫ!

Стандарты – стандартами, а не все фильтры одинаковы! Ведь не станешь рекомендовать, допустим, «Цитрон», эффективно гасящий давление в масляной системе, на старенький «вазик», доживающий свой век до капитального ремонта, – ему и так нелегко приходится. Да и при малой вязкости масла летом его тоже использовать нежелательно. Двигатель, возможно, и не убьешь, но мигающая лампочка давления масла будет сильно раздражать.

Интересен и вариант использования синтетики с заявленным сроком службы тысяч тридцать километров. Кстати, это отдельный вопрос – откуда взяты такие цифры? Порой начинаешь подозревать, что – с потолка! Пусть даже и так – главное, что и в этом случае использовать малоресурсные фильтры также нецелесообразно. Ведь никому не придет в голову менять несколько фильтров между заменами масла.

Что до соотношения «цена-качество», то оно в большинстве своем оправдано. Скажем, Champion и Bosch своих денег стоят. Порадовали некоторые отечественные фильтры – и «Невский фильтр», и «Ливны». Приведенное под каждым из фото «Наше мнение» можно рассматривать как «совещательный» голос при выборе достойного лекарства от «цирроза печени» вазовского мотора. А уж прислушиваться к нему или нет – вопрос доверия к нам читателей.

Обобщённые итоговые показатели качества масляных фильтров

автор: Михаил Колодочкин, Александр Шабанов
источник: журнал "За рулём"
Фотогалерея
№ 1. Champion C230, Бельгия 4,261 балла Ориентировочная цена – 100 руб. Лидер теста. Сумел опровергнуть рекламный стереотип «размер имеет значение». Сам – маленький, а площадь фильтрации больше, чем у больших. Сопротивление фильтра – маленькое, поэтому выбор разработчиками малого давления открытия перепускного клапана вполне обоснован. Такой фильтр хорош на любом двигателе – и предпенсионном, и заряженном спортивном. Да и цена вполне нормальная. Наше мнение: очень понравилось.
№ 2. ACDelco X4135E, Испания 4,206 балла Ориентировочная цена – 90 руб. Этот фильтр достоин своего второго места. Вполне приемлемое качество фильтрации при практически полном отсутствии сопротивления – видимо, следствие достаточной пористости бумаги. Самая большая поверхность фильтрующего элемента. Из минусов отметим слабенький обратный клапан. Может быть смело рекомендован как для авто с нулевым пробегом, так и «старушек» с изношенными деталями. Наше мнение: понравилось.
№ 3. Sintec НФ-05-М, Россия 4,097 балла Ориентировочная цена – 90 руб. Очень приличный фильтр из семейства «Невских». Бумага, на наш взгляд, рыхловата, но, видимо, из-за этого и сопротивление маленькое. А качество фильтрации обеспечила большая площадь – и ресурс должен быть приличным. Клапаны работают нормально. Габариты великоваты, но могут возразить – это же хорошо, мол, когда 20% масла постоянно во внешней банке болтается, охлаждаться лучше будет. Но почему нет упаковки? Наше мнение: понравилось.
№ 4. «Невский фильтр» НФ-05-М, Россия 4,031 балла Ориентировочная цена – 65 руб. Очень понравился фильтрующий элемент с его ровненьким гофрированием – обычно у отечественных фильтров такого не наблюдаешь. Правда, капельки клея на бумагу все же попали – как же без этого? Но сопротивление – низкое, площадь – большая: в общем, под любое масло... Впечатление положительное. Да еще за более чем приемлемые деньги. Наше мнение: понравилось.
№ 5. «Колан», Украина 3,994 балла Ориентировочная цена – 110 руб. Ну очень оригинальный – внутри столько всего, что не сразу и разберешься, что это и зачем. Но главное – дополнительный губчатый фильтр: качество фильтрации – отменное. А вот все остальное похуже: неаккуратный основной фильтрующий элемент со сложенными кое-где гофрами, большое усилие открытия перепускного клапана. И наклеечка на корпусе – явно не «супер»: лучше бы хоть какую-нибудь упаковку! Наше мнение: средний уровень.
№ 6. Bosch P3274, Германия 3,945 балла Ориентировочная цена – 145 руб. «Боши» дешевыми не бывают – вот и фильтр сразу же занял первую строчку в категории «Цена». Это – следствие «громкости» торговой марки. Но и качество вполне на уровне: хорошая фильтрация при невысоком сопротивлении. Из недостатков выделим большое усилие открытия перепускного клапана. При таком сопротивлении открытия можно и не дождаться… Наше мнение: средний уровень.
№ 7. Hengst H12W05, Германия 3,785 балла Ориентировочная цена – 110 руб. Фильтр работает неплохо. Большая площадь фильтрации, большой объем, нормальное усилие перепускного клапана – в общем, все «ровно и как надо»… Все это позволяет рекомендовать «немца» в качестве универсального фильтра, применяемость которого никак не ограничена ни состоянием двигателя, ни типом используемых масел. Но звезд с неба не хватает, да и дороговато… Наше мнение: средний уровень.
№ 8. Delpfi FX0019, Англия 3,645 балла Ориентировочная цена – 80 руб. Очень оригинальный фильтр! Все в нем не так, как у всех... И фильтрующий элемент без корпуса, и перепускной клапан с пластинчатой пружиной. Если у всех он открывается постепенно, то тут – сразу. Эдакий триггер – либо да, либо нет. Но усилие открытия слишком большое – в реальных условиях, скорее всего, он будет всегда закрыт. И обратный клапан держит плохо. Но в целом свою цену оправдывает. Наше мнение: средний уровень.
№ 9. Mahle OC384, страна не указана 3,614 балла Ориентировочная цена – 110 руб. Название, греющее душу любителя качественных поршней. Но и фильтр явно удачный. Аккуратный фильтрующий элемент частично заклеен бумажным кольцом – интересно, зачем? Но усилие открытия перепускного клапана вообще «никакое», а площадь фильтрации небольшая – ресурс будет не ахти. Для минералки сойдет вполне, а на синтетике на ВАЗе и ездить нечего – по Сеньке шапка… Наше мнение: средний уровень.
№ 10. Fram PH5822, страна не указана 3,490 балла Ориентировочная цена – 80 руб. Фильтр среднего качества за среднюю цену. Из недостатков – невысокая аккуратность исполнения фильтрующего элемента. Шаг гофрирования неравномерный плюс потеки клея. Кроме того, очень жесткая пружина перепускного клапана. Но фильтрует хорошо – площадь позволяет. И при этом сопротивление очень умеренное. В целом, можно предположить, что ресурс этого фильтра переживет ресурс даже весьма приличного масла. Наше мнение: средний уровень.
№ 11. «Невский фильтр» НФ 05м Euro, Россия 3,467 балла Ориентировочная цена – 80 руб. Впечатление, что приставка «Евро» фильтр «сглазила»: его итоговый балл ниже, чем у других фильтров семейства «Невских». Фильтрующий элемент – с неравномерным гофрированием, а часть створок даже малость перекосило. Но объем – большой, площадь фильтрации – солидная. Сопротивление хоть и великовато, но не чрезмерно. Да, еще прокладка на донышке сидит слабовато. Но в целом – все неплохо. Наше мнение: средний уровень.
№ 12. «Ливны», Россия 3,299 балла Ориентировочная цена – 60 руб. Еще одно произведение отечественного «фильтростроения»! Чемпион по доступности – дешевле ничего нет! Но при этом вполне неплохой, успешно конкурирующий со своими более дорогими импортными собратьями. И, увы, обладатель самого жесткого перепускного клапана из всех… Кроме того, грязь и клей на бумаге плюс слабенькая полиграфия. Впрочем, чего же за такие деньги хотеть? Наше мнение: средний уровень.
№ 13. Well Run OW 2600/1, Нидерланды 3,267 балла Ориентировочная цена – 135 руб. Один из самых дорогих. Выполнен довольно аккуратно, да и конструкция оригинальная – обратный клапан совмещен с перепускным. Но в целом – довольно средненького качества. За такие деньги можно было ожидать большего. Поэтому ни хвалить, ни ругать, в общем-то, не за что. Работать будет. Наше мнение: средний уровень.
№ 14. FinWhale LF105M, Германия 3,264 балла Ориентировочная цена – 90 руб. В целом – неплохо, хотя от заявленной германской марки хотелось бы ждать большего. Гофрирование – неравномерное, площадь фильтрации – не очень большая. Плюсом же является низкое сопротивление, согласованное с усилием открытия перепускного клапана, что позволяет не делать ограничений на степень износа моторов у потенциальных клиентов. Наше мнение: средний уровень.
№ 15. GoodWill OG 410, страна не указана 3,188 балла Ориентировочная цена – 70 руб. Дешевенький фильтр неизвестного происхождения. Работает, как говорится, на свою цену. Из явных недостатков – неравномерный шаг гофрирования. Раздражает также вываливающаяся прокладка. А так – все средненько. В общем, во всем чувствуется известный подход: для ВАЗ, дескать, больше ничего и не требуется. Наше мнение: средний уровень.
№ 16. ACDelco X4004 E, Испания 3,145 балла Ориентировочная цена – 95 руб. Не хорошо, но и не плохо. Из явных минусов – слабенький обратный клапан, который справляется со своими обязанностями хуже всех. Но выглядит пристойно, да и баллы в итоге набрал средние… Хвалить совершенно не за что, но для любителей всего миниатюрного, да еще за такие деньги – вполне сойдет. Наше мнение: средний уровень.
№ 17. Mann Filter W914/2, Германия 3,129 балла Ориентировочная цена – 100 руб. А вот тут – сплошные загадки… Ну не может такая фирма посадить днище фильтра в корпус на загнутые лепестки и даже на заклепки не разориться. И само днище с забоинами выглядит так, будто его топором рубили. И только у этого фильтра картон не залит в компаунд, а просто подогнут в донышках элемента. Не наши ли восточные соседи подсуетились, использовав известную марку? Впрочем, работает… Наше мнение: средний уровень.
№ 18. SCT SM 101, Германия 3,112 балла Ориентировочная цена – 70 руб. Так и хочется сказать: «Немецкое качество по российской цене». Цена для германского производителя – смешная, а сделан и работает весьма прилично. И сопротивление небольшое, и фильтрующий элемент аккуратный. Из недостатков – небольшая площадь элемента, стало быть – и ресурс небольшой. Но если лить дешевую минералку, то вариант вполне неплохой. Наше мнение: средний уровень.
№ 19. Tsitron Raider ФСМ 366, Россия 2,695 балла Ориентировочная цена – 95 руб. По имени «Tsitron» сразу и не поймешь, что это – наш старый знакомый «Цитрон». Сделан получше, чем собрат с русским именем. Бумага – приличная, что повысило качество фильтрации, да и перепускной клапан неплохой, причем в виде отдельной детальки. Но плотная бумага повысила сопротивление, а обратный клапан держит неважно. При этом цена – ну как у немецких собратьев. В общем, за такие деньги можно и получше найти. Наше мнение: не понравилось.
№ 20. Сrown OF-54/2, Бельгия 2,596 балла Ориентировочная цена – 110 руб. И за что такие деньги просят? Размер – большой, а площадь фильтрации – меньше, чем даже у маленьких. Сопротивление такое, что на старом двигателе лампочка давления масла частенько будет загораться. И при этом пружина перепускного клапана слабенькая: с определенного момента он и закрываться-то не будет. Качество фильтрации – неплохое, но удастся ли им реально воспользоваться? Наше мнение: не понравилось.
№ 21. Fenom FN994, Россия 2,443 балла Ориентировочная цена – 90 руб. Внешне красиво, но внутрь лучше не заглядывать. Гофры неравномерные, на бумаге – потеки клея. Сопротивление – большое, а качество фильтрации – не самое высокое. И опять – большое сопротивление накладывается на малую жесткость пружины перепускного клапана – грязь легко пойдет мимо! Нельзя рекомендовать для сильно изношенных двигателей, да и вообще – не подарок. Наше мнение: не понравилось.
№ 22. NAC Genuine parts 2-8855, Корея 1,359 балла Ориентировочная цена – 80 руб. Сразу видно, что в Корее ВАЗов нет… Все тут по-корейски – и сам маленький, и «потрошки» крошечные. И итог – сопротивление огромное, самое большое среди всех, а масло фильтрует неважно. Перепускной клапан приоткрывается сам по себе на высоких оборотах. Из плюсов – только невысокая цена. Но использовать с маловязкими маслами, да еще при подношенных подшипниках, не рекомендуется. Наше мнение: не понравилось.
№ 23. «Цитрон», Россия 1,316 балла Ориентировочная цена – 70 руб. Четкое ощущение возвращения в старое, когда купить было больше нечего! Выраженный аутсайдер, как ни обидно. Одного взгляда на убогий фильтрующий элемент достаточно, чтобы все понять. Площадь фильтрации – самая маленькая, отсюда и ее качество. И сопротивление – очень даже немаленькое. Для обкатки нового двигателя или, напротив, мотора после «капиталки» – сгодится, а так – извините… Наше мнение: не понравилось.
№ 24. Olefant OF-54, Корея 0,938 балла Ориентировочная цена – 80 руб. Бумага, может быть, и хорошая, но ее явно пожалели. Клапаны работают неважно, сопротивление – большое, а качество фильтрации – вообще хуже всех. Итог очевиден – уверенное последнее место безо всяких шансов даже на предпоследнее… Разве что название запоминающееся. Наше мнение: совсем не понравилось!
Перепускной клапан существует в разных обличьях – и с витой пружинкой в стаканчике, и в едином лице с обратным клапаном. Фирма «Делфай» использует пластинчатую пружину «триггерного» типа.
А это – обратный фильтр: обычно он выглядит так…
Хирурги, кажется, предпочитают скальпель – но токарный станок доберется до внутренностей фильтра быстрее.
Обобщённые итоговые показатели качества масляных фильтров
Комментарии (13)
Виталий | 2008-09-25
ИМХО заказная статья, кто не проплатил, тот не попал...
С MAHLE OC384 и чистоситнетическим маслом при смене раз в 15 тыс, проблем не имел.
Саня Киев | 2010-12-01
Согласен, нет лидеров Ufi. Knethc. fiam. framm. именно их больше всего эксплуатируют и подделывают. так что статейка неполная.
Андрей НН | 2011-01-18
Статья очень полезная. Выражаю благодарность авторам.
CaHeK | 2011-04-26
заказняк, стыдно не знать родину Mahle - Австрия товарищи, уж они то на пару с Hengst знают толк в фильтрах
мишка | 2011-05-03
GoodWill это Англия. на упаковке ясно написано. даж емаил указан британский.
перец | 2011-06-23
а Filtron вообще не указали. Видимо покупались в странных местах, потому и на хорошие фильтры такие отзывы
гена крокодил | 2011-09-08
Спасибо,помогли выбрать.
ldsk65 | 2011-10-18
Спасибо ...

помогли при выборе
Гладышев | 2012-06-06
Оценка некорректная, так как не рассмотрена утилизация. Похоже, авторам "по барабану", что в России львиная доля идет в природную среду.
ECOLOG | 2012-06-06

Очищать масло - это хорошо! А кто очистит природу от выброшенных в кусты фильтров?
Иван | 2012-08-22
и тем не менее, масляный фильтр выбираем тот, у которого хорошо работает противодренажный клапан и достаточно фильтровальной бумаги, а бренд совершенно не важен!
Игорь | 2012-10-27
Обыкновенная проплаченная статейка, оплатил сразу видно - Невский фильтр, себя поставил на третье почетное место. Глупо и тупо.
Олег | 2014-03-24
Нет фильтра Салют г. Самара, сравнивать не с чем! А ведь именно он ставится на конвеере.
Ваш комментарий
ВАЗ новости
LADA Largus пребывает в дефиците
Цех сварки отечественного автогиганта на линии B0 должны работать без каких-либо перерывов – приказ директора производства.
Эксперты вычислили среднюю цену приобретаемых LADA Vesta
Жители России в среднем за август тратили на приобретение модели LADA Vesta около 569 тысяч рублей.
Появились первые рисунки товарного универсала LADA Vesta
Федеральная патентная служба распространила первые рисунки стандартного универсала LADA Vesta.
Машины Renault получат моторы Lada
Так заявили в самой российской компании.
Новые данные об электрокаре LADA Vesta EV
В АВТОВАЗе распространили видео, касающиеся электромобиля LADA Vesta EV.
© Авторынок.ру - продажа автомобилей
avtorinok.ru@mail.ru
создание сайта: это design
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru