Масляные фильтры ВАЗ. Цирроз печени

ЭКСПЕРТИЗА

Возможно, для немецкого бюргера мотор его автомобиля – просто железяка, журчащая под капотом. Но для большинства российских автовладельцев, особенно старшего поколения, это – живой организм.

Ведь у двигателя есть свои мозги – контроллер, своя нервная система – электрика, сердце – цилиндры, кровь – моторное масло. Нет только органов размножения, а жаль… Но зато есть у двигателя и своя печень, то есть орган, служащий для очистки организма: своеобразная свалка, помойка! Это – масляный фильтр. И его, к счастью, можно и нужно менять при каждой замене масла – двигателю «цирроз печени» ни к чему!

Выбор огромен: импортные и наши, маленькие и большие, дорогие и дешевые… Для своей новой экспертизы «восьмерочно-десяточных» фильтров ВАЗ мы легко купили в московских магазинах 24 вида этих изделий – по две штуки каждого типа. Испытания проводили на кафедре ДВС Санкт-Петербургского Государственного политехнического университета.

Тему «начальника очистки» мы поднимали уже не раз – замеряли площадь фильтрующей поверхности, оценивали номинальную тонкость отсева… Но если все предыдущие экспертизы строились на базе гостовской процедуры проверки, то теперь пришла пора сравнить, как работают фильтры в реальных условиях, то есть непосредственно на двигателе в качестве элемента системы смазки. За такое мы еще никогда не брались!

БЕЗ БУМАЖКИ ТЫ…

Что же мы проверяли и как?

Для начала удовлетворяем любопытство: а что там внутри? Мы же не случайно брали по два фильтра…Для этого аккуратненько, на токарном станке, отрежем донышко, вытащим «потроха» и полюбуемся на них. Что ж, корпус – одна штука, клапаны – две штуки (перепускной и обратный), фильтрующий элемент – тоже один. Есть, правда, «Суперфильтр Колан», где их даже два, но это – экзотика.

Конструкций фильтрующего элемента сравнительно немного – обычно это кассета, заполненная гофрированной фильтровальной бумагой. Площадь фильтрации очень важна, поскольку в значительной степени определяет ресурс фильтра. Интересно, что эта площадь от фильтра к фильтру меняется более чем в два с половиной раза. К примеру, у «Чемпиона» она больше 1300 см2, тогда как у «Цитрона» лишь слегка переваливает за 500 см2. Количество гофр меняется от 54 до 85 – даже у фильтров близких размеров. У одних шаг гофрирования равномерный, у других – где-то пусто, а где-то так густо, что и зазора между гофрами не обнаружишь. Казалось бы – ну и ладно, площадь-то не меняется? Ха-ха: попробуйте продуть одиночный лист бумаги, а потом – ее стопку. С чего это масло пойдет по пути наибольшего сопротивления, где гофры попросту сложились? Вот и получается, что реальная, активная площадь фильтрации зависит от качества и равномерности гофрирования. И это многое говорит о технологии производства. Само собой, что в итоговой оценке мы обязательно учтем и качество структуры бумаги.

От бумаги – к клапанам: перепускному и обратному. Задача первого – отследить момент критического загрязнения фильтра и не дать двигателю возможности умереть от масляной засухи: лучше грязное масло, чем никакого. Работает он по элементарному принципу: когда фильтр загрязняется, давление перед ним увеличивается, а за ним – падает. Клапан приоткрывается, и часть масла проходит неочищенным, но давление за фильтром, то есть в масляной системе, увеличивается.

И вот тут – вопрос: а каким должно быть усилие открытия перепускного клапана? Есть фильтры – например, Tsitron Raider, где в качестве отличительного свойства заявляется увеличенное усилие открытия. Дескать, при пиковых давлениях на холодном пуске клапан не пускает грязное масло в двигатель. А хорошо ли это – как же без масла? С другой стороны, и малым это усилие быть не должно – иначе грязное масло сразу ринется в двигатель. Так что же правильно? Официального ответа на это нет, поэтому за норму мы приняли среднее по всей выборке значение.

С обратным клапаном все проще. Его задача – удержать масло в фильтре при стоянке двигателя. Чем меньше масла в корпусе, тем дольше не гаснет лампочка давления масла при пуске – нехорошо! Качество его работы мы оценивали по потере масла за фиксированное время, начиная с одинакового состояния двигателя. То есть мотор остановили, а через 30 минут померили – а сколько масла в фильтре осталось?

А теперь – самое интересное. В стандартных тестах фильтрующую способность оценивают на специальных установках, а масло загрязняют специальной пылью. Но ведь в двигателе-то все не так! Во-первых, пыль должен фильтровать воздушный фильтр, а масляный в основном работает по продуктам износа, то есть по металлам. Во-вторых, реальный фильтр работает в условиях существенно переменных давлений и температур масла. И это, очевидно, должно влиять на качество очистки масла. А нам больше всего надо знать, как на одном и том же моторе, одном и том же масле будут вести себя различные фильтры – и как это скажется на самом двигателе? Чувствуете разницу?

Испытания проводили на двигателе ВАЗ-21083, установленном на нагрузочном устройстве, позволяющем работать на любых режимах – от холостого хода до «номинала». Само собой, программа «моторной накрутки» была для всех фильтров идентична. Масло – тоже из «одной бочки», причем даже не иносказательно. А в качестве тех самых продуктов износа мы использовали строго дозированное количество алюминиевой пудры – аналог реальных продуктов износа, применяя каждый раз апробированную заранее процедуру промывки двигателя. Принципиальным является и то, что качество фильтрации мы проверяли при реальных условиях работы двигателя! От температуры зависят и вязкость масла, и его прокачиваемость через пористую структуру бумаги! А качество фильтрации оценивали при спектральном анализе проб загрязненного масла…

Кстати, а как влияют различные фильтры на давление масла в системе смазывания двигателя? Насколько нам известно, этой информации вообще еще никто не получал! Вместо датчика давления масла мы врезали точный лабораторный манометр, а в поддон поставили термопару, чтобы делать замеры при строго одинаковой температуре масла. Забегая вперед, отметим, что в зависимости от фильтра разница в давлении, например, на режиме 4000 об/мин составила между лучшим и худшим образцом аж 0,7 атм, то есть 25%! Такая картина сохранилась и на других режимах. При этом выясняется, что лучших по этому параметру фильтров (Sintech, AC Delco) масляная система как бы не замечает, хотя качество фильтрации сохраняется вполне нормальным, а вот худшие, типа «Олефант», подобны тромбу! А это чревато «гипертонией» для всего двигателя.

В общем, милости просим в итоговую таблицу. Весовые коэффициенты мы выбирали исходя из важности параметра: первым делом – умение чистить, последним – внешний вид и работа клапанов. Изучайте, пожалуйста!

НЕ ВСЕ ФИЛЬТРЫ ОДИНАКОВО ПОЛЕЗНЫ!

Стандарты – стандартами, а не все фильтры одинаковы! Ведь не станешь рекомендовать, допустим, «Цитрон», эффективно гасящий давление в масляной системе, на старенький «вазик», доживающий свой век до капитального ремонта, – ему и так нелегко приходится. Да и при малой вязкости масла летом его тоже использовать нежелательно. Двигатель, возможно, и не убьешь, но мигающая лампочка давления масла будет сильно раздражать.

Интересен и вариант использования синтетики с заявленным сроком службы тысяч тридцать километров. Кстати, это отдельный вопрос – откуда взяты такие цифры? Порой начинаешь подозревать, что – с потолка! Пусть даже и так – главное, что и в этом случае использовать малоресурсные фильтры также нецелесообразно. Ведь никому не придет в голову менять несколько фильтров между заменами масла.

Что до соотношения «цена-качество», то оно в большинстве своем оправдано. Скажем, Champion и Bosch своих денег стоят. Порадовали некоторые отечественные фильтры – и «Невский фильтр», и «Ливны». Приведенное под каждым из фото «Наше мнение» можно рассматривать как «совещательный» голос при выборе достойного лекарства от «цирроза печени» вазовского мотора. А уж прислушиваться к нему или нет – вопрос доверия к нам читателей.

Обобщённые итоговые показатели качества масляных фильтров

19 апреля 2006
автор: Михаил Колодочкин, Александр Шабанов
источник: журнал "За рулём"
Фотогалерея
№ 1. Champion C230, Бельгия 4,261 балла Ориентировочная цена – 100 руб. Лидер теста. Сумел опровергнуть рекламный стереотип «размер имеет значение». Сам – маленький, а площадь фильтрации больше, чем у больших. Сопротивление фильтра – маленькое, поэтому выбор разработчиками малого давления открытия перепускного клапана вполне обоснован. Такой фильтр хорош на любом двигателе – и предпенсионном, и заряженном спортивном. Да и цена вполне нормальная. Наше мнение: очень понравилось.
№ 2. ACDelco X4135E, Испания 4,206 балла Ориентировочная цена – 90 руб. Этот фильтр достоин своего второго места. Вполне приемлемое качество фильтрации при практически полном отсутствии сопротивления – видимо, следствие достаточной пористости бумаги. Самая большая поверхность фильтрующего элемента. Из минусов отметим слабенький обратный клапан. Может быть смело рекомендован как для авто с нулевым пробегом, так и «старушек» с изношенными деталями. Наше мнение: понравилось.
№ 3. Sintec НФ-05-М, Россия 4,097 балла Ориентировочная цена – 90 руб. Очень приличный фильтр из семейства «Невских». Бумага, на наш взгляд, рыхловата, но, видимо, из-за этого и сопротивление маленькое. А качество фильтрации обеспечила большая площадь – и ресурс должен быть приличным. Клапаны работают нормально. Габариты великоваты, но могут возразить – это же хорошо, мол, когда 20% масла постоянно во внешней банке болтается, охлаждаться лучше будет. Но почему нет упаковки? Наше мнение: понравилось.
№ 4. «Невский фильтр» НФ-05-М, Россия 4,031 балла Ориентировочная цена – 65 руб. Очень понравился фильтрующий элемент с его ровненьким гофрированием – обычно у отечественных фильтров такого не наблюдаешь. Правда, капельки клея на бумагу все же попали – как же без этого? Но сопротивление – низкое, площадь – большая: в общем, под любое масло... Впечатление положительное. Да еще за более чем приемлемые деньги. Наше мнение: понравилось.
№ 5. «Колан», Украина 3,994 балла Ориентировочная цена – 110 руб. Ну очень оригинальный – внутри столько всего, что не сразу и разберешься, что это и зачем. Но главное – дополнительный губчатый фильтр: качество фильтрации – отменное. А вот все остальное похуже: неаккуратный основной фильтрующий элемент со сложенными кое-где гофрами, большое усилие открытия перепускного клапана. И наклеечка на корпусе – явно не «супер»: лучше бы хоть какую-нибудь упаковку! Наше мнение: средний уровень.
№ 6. Bosch P3274, Германия 3,945 балла Ориентировочная цена – 145 руб. «Боши» дешевыми не бывают – вот и фильтр сразу же занял первую строчку в категории «Цена». Это – следствие «громкости» торговой марки. Но и качество вполне на уровне: хорошая фильтрация при невысоком сопротивлении. Из недостатков выделим большое усилие открытия перепускного клапана. При таком сопротивлении открытия можно и не дождаться… Наше мнение: средний уровень.
№ 7. Hengst H12W05, Германия 3,785 балла Ориентировочная цена – 110 руб. Фильтр работает неплохо. Большая площадь фильтрации, большой объем, нормальное усилие перепускного клапана – в общем, все «ровно и как надо»… Все это позволяет рекомендовать «немца» в качестве универсального фильтра, применяемость которого никак не ограничена ни состоянием двигателя, ни типом используемых масел. Но звезд с неба не хватает, да и дороговато… Наше мнение: средний уровень.
№ 8. Delpfi FX0019, Англия 3,645 балла Ориентировочная цена – 80 руб. Очень оригинальный фильтр! Все в нем не так, как у всех... И фильтрующий элемент без корпуса, и перепускной клапан с пластинчатой пружиной. Если у всех он открывается постепенно, то тут – сразу. Эдакий триггер – либо да, либо нет. Но усилие открытия слишком большое – в реальных условиях, скорее всего, он будет всегда закрыт. И обратный клапан держит плохо. Но в целом свою цену оправдывает. Наше мнение: средний уровень.
№ 9. Mahle OC384, страна не указана 3,614 балла Ориентировочная цена – 110 руб. Название, греющее душу любителя качественных поршней. Но и фильтр явно удачный. Аккуратный фильтрующий элемент частично заклеен бумажным кольцом – интересно, зачем? Но усилие открытия перепускного клапана вообще «никакое», а площадь фильтрации небольшая – ресурс будет не ахти. Для минералки сойдет вполне, а на синтетике на ВАЗе и ездить нечего – по Сеньке шапка… Наше мнение: средний уровень.
№ 10. Fram PH5822, страна не указана 3,490 балла Ориентировочная цена – 80 руб. Фильтр среднего качества за среднюю цену. Из недостатков – невысокая аккуратность исполнения фильтрующего элемента. Шаг гофрирования неравномерный плюс потеки клея. Кроме того, очень жесткая пружина перепускного клапана. Но фильтрует хорошо – площадь позволяет. И при этом сопротивление очень умеренное. В целом, можно предположить, что ресурс этого фильтра переживет ресурс даже весьма приличного масла. Наше мнение: средний уровень.
№ 11. «Невский фильтр» НФ 05м Euro, Россия 3,467 балла Ориентировочная цена – 80 руб. Впечатление, что приставка «Евро» фильтр «сглазила»: его итоговый балл ниже, чем у других фильтров семейства «Невских». Фильтрующий элемент – с неравномерным гофрированием, а часть створок даже малость перекосило. Но объем – большой, площадь фильтрации – солидная. Сопротивление хоть и великовато, но не чрезмерно. Да, еще прокладка на донышке сидит слабовато. Но в целом – все неплохо. Наше мнение: средний уровень.
№ 12. «Ливны», Россия 3,299 балла Ориентировочная цена – 60 руб. Еще одно произведение отечественного «фильтростроения»! Чемпион по доступности – дешевле ничего нет! Но при этом вполне неплохой, успешно конкурирующий со своими более дорогими импортными собратьями. И, увы, обладатель самого жесткого перепускного клапана из всех… Кроме того, грязь и клей на бумаге плюс слабенькая полиграфия. Впрочем, чего же за такие деньги хотеть? Наше мнение: средний уровень.
№ 13. Well Run OW 2600/1, Нидерланды 3,267 балла Ориентировочная цена – 135 руб. Один из самых дорогих. Выполнен довольно аккуратно, да и конструкция оригинальная – обратный клапан совмещен с перепускным. Но в целом – довольно средненького качества. За такие деньги можно было ожидать большего. Поэтому ни хвалить, ни ругать, в общем-то, не за что. Работать будет. Наше мнение: средний уровень.
№ 14. FinWhale LF105M, Германия 3,264 балла Ориентировочная цена – 90 руб. В целом – неплохо, хотя от заявленной германской марки хотелось бы ждать большего. Гофрирование – неравномерное, площадь фильтрации – не очень большая. Плюсом же является низкое сопротивление, согласованное с усилием открытия перепускного клапана, что позволяет не делать ограничений на степень износа моторов у потенциальных клиентов. Наше мнение: средний уровень.
№ 15. GoodWill OG 410, страна не указана 3,188 балла Ориентировочная цена – 70 руб. Дешевенький фильтр неизвестного происхождения. Работает, как говорится, на свою цену. Из явных недостатков – неравномерный шаг гофрирования. Раздражает также вываливающаяся прокладка. А так – все средненько. В общем, во всем чувствуется известный подход: для ВАЗ, дескать, больше ничего и не требуется. Наше мнение: средний уровень.
№ 16. ACDelco X4004 E, Испания 3,145 балла Ориентировочная цена – 95 руб. Не хорошо, но и не плохо. Из явных минусов – слабенький обратный клапан, который справляется со своими обязанностями хуже всех. Но выглядит пристойно, да и баллы в итоге набрал средние… Хвалить совершенно не за что, но для любителей всего миниатюрного, да еще за такие деньги – вполне сойдет. Наше мнение: средний уровень.
№ 17. Mann Filter W914/2, Германия 3,129 балла Ориентировочная цена – 100 руб. А вот тут – сплошные загадки… Ну не может такая фирма посадить днище фильтра в корпус на загнутые лепестки и даже на заклепки не разориться. И само днище с забоинами выглядит так, будто его топором рубили. И только у этого фильтра картон не залит в компаунд, а просто подогнут в донышках элемента. Не наши ли восточные соседи подсуетились, использовав известную марку? Впрочем, работает… Наше мнение: средний уровень.
№ 18. SCT SM 101, Германия 3,112 балла Ориентировочная цена – 70 руб. Так и хочется сказать: «Немецкое качество по российской цене». Цена для германского производителя – смешная, а сделан и работает весьма прилично. И сопротивление небольшое, и фильтрующий элемент аккуратный. Из недостатков – небольшая площадь элемента, стало быть – и ресурс небольшой. Но если лить дешевую минералку, то вариант вполне неплохой. Наше мнение: средний уровень.
№ 19. Tsitron Raider ФСМ 366, Россия 2,695 балла Ориентировочная цена – 95 руб. По имени «Tsitron» сразу и не поймешь, что это – наш старый знакомый «Цитрон». Сделан получше, чем собрат с русским именем. Бумага – приличная, что повысило качество фильтрации, да и перепускной клапан неплохой, причем в виде отдельной детальки. Но плотная бумага повысила сопротивление, а обратный клапан держит неважно. При этом цена – ну как у немецких собратьев. В общем, за такие деньги можно и получше найти. Наше мнение: не понравилось.
№ 20. Сrown OF-54/2, Бельгия 2,596 балла Ориентировочная цена – 110 руб. И за что такие деньги просят? Размер – большой, а площадь фильтрации – меньше, чем даже у маленьких. Сопротивление такое, что на старом двигателе лампочка давления масла частенько будет загораться. И при этом пружина перепускного клапана слабенькая: с определенного момента он и закрываться-то не будет. Качество фильтрации – неплохое, но удастся ли им реально воспользоваться? Наше мнение: не понравилось.
№ 21. Fenom FN994, Россия 2,443 балла Ориентировочная цена – 90 руб. Внешне красиво, но внутрь лучше не заглядывать. Гофры неравномерные, на бумаге – потеки клея. Сопротивление – большое, а качество фильтрации – не самое высокое. И опять – большое сопротивление накладывается на малую жесткость пружины перепускного клапана – грязь легко пойдет мимо! Нельзя рекомендовать для сильно изношенных двигателей, да и вообще – не подарок. Наше мнение: не понравилось.
№ 22. NAC Genuine parts 2-8855, Корея 1,359 балла Ориентировочная цена – 80 руб. Сразу видно, что в Корее ВАЗов нет… Все тут по-корейски – и сам маленький, и «потрошки» крошечные. И итог – сопротивление огромное, самое большое среди всех, а масло фильтрует неважно. Перепускной клапан приоткрывается сам по себе на высоких оборотах. Из плюсов – только невысокая цена. Но использовать с маловязкими маслами, да еще при подношенных подшипниках, не рекомендуется. Наше мнение: не понравилось.
№ 23. «Цитрон», Россия 1,316 балла Ориентировочная цена – 70 руб. Четкое ощущение возвращения в старое, когда купить было больше нечего! Выраженный аутсайдер, как ни обидно. Одного взгляда на убогий фильтрующий элемент достаточно, чтобы все понять. Площадь фильтрации – самая маленькая, отсюда и ее качество. И сопротивление – очень даже немаленькое. Для обкатки нового двигателя или, напротив, мотора после «капиталки» – сгодится, а так – извините… Наше мнение: не понравилось.
№ 24. Olefant OF-54, Корея 0,938 балла Ориентировочная цена – 80 руб. Бумага, может быть, и хорошая, но ее явно пожалели. Клапаны работают неважно, сопротивление – большое, а качество фильтрации – вообще хуже всех. Итог очевиден – уверенное последнее место безо всяких шансов даже на предпоследнее… Разве что название запоминающееся. Наше мнение: совсем не понравилось!
Перепускной клапан существует в разных обличьях – и с витой пружинкой в стаканчике, и в едином лице с обратным клапаном. Фирма «Делфай» использует пластинчатую пружину «триггерного» типа.
А это – обратный фильтр: обычно он выглядит так…
Хирурги, кажется, предпочитают скальпель – но токарный станок доберется до внутренностей фильтра быстрее.
Обобщённые итоговые показатели качества масляных фильтров