Монтажный блок: от года до пожизненного

Монтажный блок ВАЗ-2108, 2109.
В схеме электрооборудования, как правило, есть некий блок, к которому сходится множество проводов как из салона, так и из моторного отсека. Называют его по-разному – блок предохранителей, монтажный блок. Последний вариант (из вазовских книжек) наиболее точно отражает назначение этого узла...

Он позволяет оптимально решить две задачи. Первая – объединить в одной «коробочке» ключевые участки электрических цепей, оснастить их необходимыми реле и предохранителями. Вторая – упростить сборку цепей (что особенно важно для современного автомобиля, у которого электрооборудование уже далеко не простое!). С этой целью монтажный блок снабжен множеством разъемов, а подключаемые к ним пучки проводов и реле легко заменить в случае повреждения – в таком виде они поступают и в продажу.

Открыв общую схему электрооборудования современной машины, вы обязательно найдете в ней монтажный блок. Но бывает, что он охватывает не все цепи. Например, на впрысковой «десятке» или «девятке», которым предшествовали карбюраторные, те цепи, что относятся непосредственно к системе впрыска (например, главное реле, реле бензонасоса, их предохранители, провода и т. д.), объединены в свой самостоятельный блок – владельцу следует об этом знать.

Есть на машине и цепи, не защищенные предохранителями. Например, цепи зажигания, пуска двигателя, зарядки батареи. Работа с ними требует максимальной аккуратности. Кстати, предупреждение касается не только возгорания проводки: при коротких замыканиях очень часто выгорают токопроводящие дорожки печатных плат.

Впрочем, на некоторых зарубежных автомобилях и эти цепи защищены – конечно, такими предохранителями, которые соответствуют мощности цепи. Например, в зарядной можно обнаружить плавкий предохранитель на ток 50–60 А и даже больший. У старых «волг» плавкие вставки, рассчитанные на большой ток, тоже были (в моторном отсеке рядом с левой фарой).

Монтажные блоки (или блоки предохранителей) могут размещаться:

– в моторном отсеке (ВАЗ-2104, 2105, 2107, «Москвич-2140», часть автомобилей ГАЗ-24-01). Здесь они неплохо защищены от внешних воздействий в виде дождя, снега. Хуже – от дыма, пыли, пожара;

– в салоне (ВАЗ-2101, 2102, 2103, 2106, ВАЗ-2110, 2111, 2112, «Калина», «Волга» и т. д.). Защищены хорошо. Единственное исключение – возможность конденсации влаги при плохой вентиляции салона, особенно в холодную погоду;

– в пространстве между моторным щитом и основанием ветрового стекла. Вот это настоящее «болото», печально знакомое владельцам автомобилей ВАЗ-2108, 2109, 21099, 21013, 2114, 2115, «Москвич-2141», «Святогор».

В иномарках монтажный блок размещают и в других местах: например, в уюте и тепле под задним сиденьем. Почему мы об этом говорим? Ахиллесова пята всей идеи «ящичка» – в первую очередь, великое множество разъемов, контактов. А они, как давно и хорошо известно, уязвимы для грязи и окисления. В цепи отказывают особенно те блоки, которые у моторного щита.

Блок – узел довольно сложный. На фото 1 – общий вид «восьмого», внутри – двусторонний печатный монтаж с использованием обычного оловянно-свинцового припоя и защитного лака (фото 2 внизу). В «болоте» лак сдается быстро – развивается коррозия. Припой превращается в труху, интересную только для химика, но не для нас. В точках, показанных стрелками, процесс уже пошел. Со временем цепь окажется разорвана.

Правда, у блоков для «жигулей» ВАЗ-2104, 2105, 2107 и «восьмого» семейства есть существенный плюс. Их печатные платы на основе двустороннего фольгированного стеклотекстолита – прочные, жесткие, монтаж на них компактный. Вот только «скисающие» точки пайки все портят. Но стеклотекстолит позволяет довольно легко разобрать блок и ремонтировать, например, замещая сгоревшие участки дорожек кусками проволоки. Многим автолюбителям это позволяет избежать покупки нового блока.

На фото 3 внизу – монтажный блок ВАЗ-2110…2112. Здесь появилась своя «изюминка» (родная сестра той, что внедрилась в задние фонари!) – печатная плата на хлипком пластмассовом листке. У него, помимо прочих, еще один минус: едва коснешься паяльником – пластик поплыл, а с ним и та дорожка, которую собрался ремонтировать. Починка требует мастерства. А необходимость в ней может возникнуть будто бы без видимых причин: плохо пропаянная точка начинает все сильней нагреваться – и рядом с ней рвется дорожка-проводник…

Запчасти кто только не делает! На фото 4 внизу – тоже блок для «десятки». Изготовителя мы пока не опознали. Дорожки толстые, с виду надежные. В плате их удерживают загнутые в отверстия усики. Как себя покажут в работе, со временем узнаем. Но что касается ремонтопригодности – то этот блок лучше не разбирать, зря силы и время потратите.

О неисправностях электрооборудования мы говорили немало. Для грамотного автолюбителя блок – не «черный ящик». Оборванную внутри цепь не обязательно ремонтировать. Ее можно обойти проводом снаружи, встроив в него, если потребуется, предохранитель и т.д. Замыкание внутри блока маловероятно. Но если найдете цепи, которые оно затронуло, то и их зачастую удается обойти. Пример на фото 5: отказал обогреватель заднего стекла. Реле, хотя оно исправно, сняли. Перемычкой подали напряжение 12 В на контакт 87 гнезда реле в блоке: обогрев заработал.

А вот (на фото 6 внизу) – простейший внутрисалонный блок предохранителей. Вроде отказывать нечему. Но пластмасса легкоплавкая, потому нагрев ослабленного гнезда предохранителя – приговор блоку. Любопытно, что эту конструкцию «спасают» пластмассовые предохранители. Нагревшись, такие скукоживаются раньше, чем материал самого блока – цепь разрывается, блок спасен. А вот с керамическими предохранителями беда. Плата за недосмотр – замена блока. К счастью, они недороги.

05 апреля 2006
источник: Журнал "За рулем"
Фотогалерея
Монтажный блок ВАЗ-2108, 2109.
А вот и сомнительная пайка.
Монтажный блок «десятки».
Обратная сторона незнакомца.
Простейший способ ремонта.
Начало конца – результат недосмотра.